Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Задача трудового воспитания – это и осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности:
· Учебный труд. Умственный труд – самый тяжелый для ребенка. Этот
труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. Сложность учебного труда в том, что результаты его труднее обнаруживаются, они почти не доступны ребенку. Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.
· Производительный труд содействует формированию личности
школьника в целом и особенно эффективно влияет на становление учащихся. Результаты производительного труда учащихся идут на пользу всему обществу, и поэтому ребята осознают себя участниками общественного производства.
· Общественно полезный труд является основой всей системы трудового
воспитания учащихся. Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В процессе систематического общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества как ответственность, бережное отношение у собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Общественно полезный труд должен быть систематическим. Это обеспечивается не только выбором дела, но и четким планированием, в котором предусматривается содержание общественно полезного труда, ответственные за организацию и выполнение труда. Общественно полезный труд проводится с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный (шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе). В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Школьники выступают как хозяева класса, организаторы своего совместного быта. Простейшей формой включения ребят в коллективную деятельность является дежурства.
Условия эффективности трудового воспитания:
· чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
· трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;
· радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления (легкий труд без напряжения не оказывает положительного воспитательного эффекта);
· контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;
· труд должен сменяться отдыхом, утомление снимается также чередованием видов труда;
· каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда;
· в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребенка, только через личную заинтересованность ребенок может научиться работать в полную силу, включиться к работающий коллектив;
· организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием, чтобы ребенок переживал радость труда на общую пользу, в интересах коллектива;
· труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
· в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно, организовывать свой труд.
Полезная информация:
Программа изучения опыта работы социального
педагога школы по сплочению ученического коллектива
Данная программа была разработана с целью изучения опыта работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива. Базой для ее реализации стало МОУ СОШ №18 г. Череповец. Данная программа состоит из трех этапов. Объект изучения: опыт работы социального педагога в школе по сплочению ...
Методика исследования ручной моторики у дошкольников
Выявление синкинезий. Используются пробы Заззо. Обе кисти ребёнка помещают, на чистый лист бумаги и обводят карандашом. Затем экспериментатор поочерёдно прикасается к каждому пальцу ребёнка, кроме четвёртого (движения четвёртого пальца и у здоровых детей сопровождается синкинезиями), и говорит: «По ...
Проблемы формирования коллектива класса
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованн ...