Для решения поставленных задач система образования располагает большими возможностями. Прежде всего, обучение в школе выполняет многочисленные функции, одной из которых является подготовка учащихся к труду, выбору и получения профессии. В этих целях обучение решает две задачи: развивает интересы, склонности и способности учащихся и раскрывает политехнические основы выбора и получения профессии. При изучении общеобразовательных предметов появляется и стабилизируется интерес к содержанию учебного материала и видам познавательной деятельности. Изучение научных основ производства – не самоцель, а средство профессиональной ориентации школьников и подготовки их к получению профессии.
При изучении темы «Кислород» по химии в 8 классе учащиеся знакомятся с физическими и химическими свойствами кислорода, процессом его получения в лабораторных условиях и применением в производстве. Например, кислород используется в доменных печах при плавке металлов, при сжигании топлива, в сварочных работах, в жизнедеятельности человека на больших высотах, при работе под водой, в медицине и т.д. Знание свойств кислорода, способов его получения и применения в производственных условиях раскрывает сущность труда работников металлургии, газосварщиков, операторов отопительных систем. Изучение математики одновременно знакомит учащихся с профессиями различных отраслей. Изучение темы «Масштаб» раскрывает перед учащимися роль знаний в геологии, картографии, геодезии, топографии. Знакомясь с алгоритмами нахождения производных, учащиеся лучше начинают понимать труд программиста ЭВМ, токаря, фрезеровщика на станках с числовым программным управлением и т.д.
Профессиональное самоопределение строится не только на политехнических знаниях, но и на практических умениях, которые послужат учащимся основой для последующей подготовки к трудовой деятельности. Программами по разным дисциплинам предусмотрены практические занятия, позволяющие выработать у школьников систему умений и навыков. Среди них расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые и конструктивно-экспериментальные умения и навыки. Следует, однако, заметить, что в процессе проведения практических занятий не все учителя ставят цель выработать у учащихся умения и навыки, а ограничиваются лишь закреплением знаний, снижая тем самым профессиональную ценность занятий. И наоборот, целенаправленное формирование практических умений и навыков, развитие технического мышления поможет учащимся сознательно и обоснованно выбрать профессию.
Общеобразовательное и политехническое образование, безусловно, является важнейшим фактором разностороннего развития и подготовки школьников к жизненному самоопределению и служит основой выбора труда и профессии.
Полезная информация:
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость
к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от в ...
Проблемы формирования у дошкольников трудовых умений в педагогической
теории и практике
Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и прол ...
Методы организации и проведения констатирующего эксперимента
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Для определения уровня нарушения звукопроизношения было проведено обследование детей старшего дошкольного воз ...