Формирование общих и специальных трудовых умений предполагает осознанное понимание компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование, результат), овладение рациональными способностями организации и осуществления трудового процесса - что служит основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственной инициативе, успешно его завершать. Дети осознают, что, изучив основные этапы трудового процесса одного из видов поручений, можно использовать в идентичных поручениях.
Проведенное исследование показало, что в результате предложенных педагогических условий дети способны использовать полученные знания в различных по содержанию трудовых поручениях. Это становится возможным благодаря тому, что ребенок среднего дошкольного возраста овладевает таким способом планирования как план-рассказ. Умение выражать план в словесной форме придает трудовому процессу осознанность, уверенность ребенка в своих силах и возможностях.
Таким образом, сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических условиях:
при систематической работе с детьми;
при последовательности обучения;
при использовании разных форм обучения;
при различной организации обучения;
при использовании поручений разного содержания;
при дифференцированном обучении детей.
Сравнительные данные по всем видам поручений значительные. Это связано:
с использованием различных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;
с правильно подобранным наглядным пособием для формирования рациональных способов действий;
с использованием комплекса занятий по одному виду поручений (мытье посуды), в ходе которого дети усвоили основные этапы работы, которые сходны и для других видов поручений;
4)с дифференцированным подходом (от простых поручений к более сложным).
Анализ педагогической и учебно-методической литературы, а также итоги данных экспериментальной работы позволили разработать методические рекомендации для применения в практике ДОУ.
1.Создание экспериментальных уголков, где дети могли бы при самостоятельном проведении опытов получать знания о свойствах и качествах материалов.
2.Проведение комплексов занятий по более глубокому осознанию детьми планирования и осуществления поэтапных действий для каждого вида поручений.
3. Дифференцированное использование трудовых поручений в повседневной жизни детского сада.
4.Создание проблемных ситуаций, в ходе которых дети закрепляют полученные знания на практике.
5.Организация наблюдений за трудовыми действиями взрослых.
Пополнить уголки сюжетно-ролевых игр материалом и предметами необходимыми для выполнения трудовых действий.
Для формирования специальных трудовых умений проводить игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Диаграмма Неравномерность уровней сформированности трудовых умений детей в ходе выполнения поручений. Результаты констатирующего эксперимента
Количество детей от общего числа (%)
Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования на тему «Поможем кукле умыться»
ГРуппа: Средняя
Программное содержание: познакомить детей со способом получения теплой воды путем смешивания горячей и холодной. Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды. Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.
Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Развивать чувство взаимовыручки. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связанную речь и логическое мышление.
Полезная информация:
Понятие и виды досуговой деятельности
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Досуг часто отожде ...
Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с интеллектуа ...
Формирование словаря существительных у детей в
онтогенезе
В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира. Второ ...