Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека » Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Отмечая достоинства программы «Семицветик», нельзя не заметить, что в ней недостаточна степень адаптированности информации и текстов о народных героях и подвижниках для понимания детьми дошкольного возраста.

Одним из вариантов парциальной программы приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру является программа С.А. Козловой «Я – человек» . Цель программы – помочь педагогу раскрыть ребёнку окружающий мир. Задачи программы ранжируются следующим образом:

- формирование у ребёнка представлений о себе как о представителе человеческого рода;

- формирование представлений о людях, живущих на земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях;

- развитие творческой, свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Анализ изученных программно-методических материалов по организации процесса правового воспитания позволяет констатировать, что практика дошкольного образования недостаточно обеспечена пособиями по этому направлению работы. Ведётся отдельная работа педагогов, которые эмпирическим путём осваивают знания о правах человека и передают их детям. Педагоги современных дошкольных общеобразовательных учреждений испытывают затруднения в отборе содержания работы по ознакомлению с правами человека, в поиске эффективных средств и методов воспитания правовой культуры.

Анализ базовых и парциальных программ по дошкольному воспитанию свидетельствует о том, что в настоящее время, в целом, проблеме социального развития дошкольников уделяется большое внимание. Рассматривая его в русле нравственного развития, авторы современных образовательных программ ставят цель становления высших нравственных чувств и эмоций детей. Вместе с тем, раздел правового воспитания является слабым местом большинства этих программ. Следует отметить, что адресаты программ – это практики дошкольных образовательных учреждений, которые в своей педагогической деятельности руководствуются нормативно-рекомендательными документами. Однако ни в одной из действующих программ не имеется ссылок на федеральные и международные документы, в том числе и по защите прав ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, её базовые, исходные ценности, в том числе, и основы правовой культуры, определяются способы взаимодействия с человеческим сообществом.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в теории и практике воспитания детей старшего дошкольного возраста наметились прогрессивные тенденции воспитания гражданских качеств. Но проблема воспитания основ правовой культуры личности на начальных этапах её становления не нашла в теории достаточной разработки: не определены цели и конкретные задачи, содержание правового воспитания, не выявлены психолого-педагогические условия воспитания правовой культуры дошкольников.

Анализ базовых и парциальных программ свидетельствует о недостаточной разработке раздела по правовому воспитанию в большинстве этих программ. Ни в одной из действующих программ не имеется ссылок на федеральные и международные документы, в том числе и по защите прав ребёнка. Анализ педагогического опыта и программ зарубежных педагогов убедительно свидетельствует о возможности и целесообразности правового воспитания на этапах дошкольного возраста.

Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Право характеризуется осознанием собственной свободы, независимости, достоинства, уважительного отношения к правам других людей. Действие в соответствии с правовой нормой рассматривается как идеальная модель поведения человека в обществе. Содержание правовой нормы определяется потребностями общества.

Нравственность тоже предполагает овладение поведенческими нормами, но, в отличие от права, рассматривается как желаемая, одобряемая обществом и добровольная норма поведения граждан, однако не являющаяся обязательной для выполнения. Добровольность служит основной характеристикой нравственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей ...

Методика обучению сюжетному рисованию
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru