Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека » Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Наиболее распространёнными из них и рекомендованными Министерством образования РФ к использованию в дошкольных учреждениях являются «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. Не затрагивая все достоинства и недостатки этих программных документов, проанализируем их с точки зрения правового воспитания детей дошкольного возраста.

В программе «Радуга» впервые появляются задачи защиты достоинства маленького ребёнка, уважения его прав и воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста. Формирование первоначального представления ребёнка о самом себе (кто он и какой он) сопровождается укреплением уверенности в своих силах, воспитанием активности и инициативности. В группе создаётся атмосфера равных прав, вводится традиция «добрых обычаев», например, распределение маленьких подарков каждому ребёнку группы, закрепляются появляющиеся индивидуальные симпатии малышей, доброжелательность, уважение к правам других детей.

Вместе с тем, отсутствие в программе конкретных задач по правовому воспитанию вносит фрагментарность и отрывочность в деятельность педагогов по формированию основ правовой культуры.

В содержании другой базовой программы «Детство» (1997), широко представленной в дошкольном образовании нашей страны и разработанной творческим коллективом Санкт-Петербургских учёных под руководством В.Н.Логиновой, Т.И.Бабаевой, доминирует социально-нравственный аспект. Это способствует решению комплекса задач по воспитанию у дошкольников основ гражданственности. Её раздел «Социально-нравственное развитие» ориентирован на развитие у дошкольников элементарных представлений о социальном мире, окружающих людях и отношениях между ними. Особое внимание уделяется формированию ценностных моделей поведения детей дошкольного возраста. Усилия педагогов помогают раскрыть ребёнку мир собственного «Я»: внешний облик, чувства, мысли, поступки. У детей развивается понимание человека как непреходящей ценности.

В настоящее время в практике дошкольного образования широко используются парциальные программы, ориентированные на развитие личности, её самосознания, социальной компетентности, толерантности. Одной из таких программ является программа «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). Программа включает следующие разделы; уверенность в себе, чувства, желания, взгляды. Выделен и специальный раздел, направленный на формирование социальных навыков поведения, умений детей самостоятельно договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

«Семицветик» – вариант парциальной программы воспитания гражданственности у дошкольников посредством ознакомления с образами народных героев и реальных исторических личностей – учитывает такую характерную особенность детей дошкольного возраста, как стремление к подражанию взрослым, желание походить на них. Детям предлагаются идеальные модели общественно-значимого поведения взрослых, примеры, достойные подражания. Предлагаемые образцы призваны взращивать в детях такие ценностные качества, как патриотизм, гражданственность [2].

В программе выделены четыре блока. В связи с темой нашего исследования особого внимания заслуживает четвёртый блок программы – «Светочи». Этот блок направлен на ознакомление дошкольников с великими людьми Земли, героями, подвижниками общего блага, являющимися реальными историческими личностями. Авторы программы считают, что знакомство с жизнью и подвигами замечательных людей способно увлечь ребёнка, вызвать желание быть похожим на них, сформировать в сознании дошкольника идеал для подражания, предложить совершенный образец поведения.

Просты и доступны методы реализации программных задач: чтение и рассказывание о героях и подвижниках; объяснение и обсуждение значения жизни и подвигов героев; сравнение подвигов и деяний разных героев, предложение детям самостоятельно определить, для чего совершались подвиги и какими качествами должны были обладать герои; сравнение поступков героев с собственной жизнью; выявление высоконравственных поступков людей из ближайшего окружения и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Обучение лексике
Основной материал языка это лексика, слова. Как построить дом без кирпичей, так и не овладеть языком, не усвоив необходимого количества слов. Обучение лексической стороне речи строится с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Поскольку у дошкольников развита ...

Способы и методы формирования выразительности речи
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют ег ...

Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников
В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru