Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека » Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Так, многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что первые представления детей об окружающем, в том числе и нравственные, возникают и развиваются уже на этапе дошкольного возраста. У детей формируется система элементарных представлений о людях, условиях их жизни, сферах деятельности, способах взаимодействия друг с другом, нормах поведения и общения. Дошкольники осваивают такие фундаментальные нравственно-правовые понятия, как доброта, правдивость, справедливость, смелость, долг, ответственность.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, как с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. Таким образом, оказывается, что актуальная и насущная проблема оказывается для ребенка необходимой и начинать работу по правовому воспитанию нужно с дошкольного возраста. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Тогда у ребёнка сформируется понимание своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, сознание того, что все люди разные, но у них много общего, все они имеют равные права.

Возникновение во второй половине XX века проблемы прав ребёнка подтверждает актуальность проблемы прав человека и является свидетельством поступательного развития человеческой цивилизации, высокого уровня культурных традиций общества. Проблема прав ребёнка нашла отражение в ряде международных документов: «Декларация прав ребёнка» (1959), «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966), «Конвенция о правах ребёнка» (1989) и др.

Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе гражданского образования становится ведущим (с 1996 года это направление получило уточняющее название – гражданско-правовое). По утверждению Г.Н.Филонова, сам феномен гражданственности полезно рассматривать в контексте основных идей и принципов «Всеобщей Декларации прав человека».

Суть правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного отношения к ним.

Овладение личностью правовой культурой рассматривается как результат правового воспитания. Правовая культура личности – явление конкретно-историческое и имеет тесную связь с правовой культурой общества. Ядром правовой культуры общества является развитое общественное правосознание, где формируется сама идея закона, государства и власти.

В настоящее время разработаны принципы (Т.В.Болотина), содержание (Я.В.Соколов, В.В.Антонов), формы и методы (А.С.Прутченков, Е.С. Шабельник, М.А.Шкробова), условия (А.Ф.Никитин, С.А.Морозова, Т.А. Степанова, Е.А.Певцова, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг, А.Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания школьников.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...

Рекомендации для учителей по учёту креативности учащихся младших классов
Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных школьников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. С одной стороны, сложностью является адаптация ребенка к школьной среде, которая по своей природе кардинально отлича ...

Особенности использования компьютерных средств обучения
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отве ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru