Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями.
Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом - формирует научный стиль речи.
Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум».
О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя.
И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде.
Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…
Пример сочинения по личным наблюдениям ученика
Поздняя осень.
Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках.
По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима. ( II класс).
Этапы подготовки к сочинению.
«Сочинения, если под ними подразумевать упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, то есть по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».
Слова К.Д. Ушинского актуальны и значимы по сей день, поскольку отражают не только направленность уроков русского языка («главное занятие»), сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся в написании сочинения «… самостоятельными усилиями выразить свою самостоятельную мысль».
Написание сочинения - это сложный процесс как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс (иметь свой речевой опыт в осуществлении данной работы).
Выбор темы и план.
Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений. Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении, развивая тем самым творческое воображение учащихся. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены учащиеся к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. [10, с.383]
Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более широкое содержание, стиль, близкий к деловому.
Полезная информация:
Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с
умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...
“Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
Несколько иную педагогическую технологию, назвав ее тоже “погружением”, предложил М.П.Щетинин. Под “погружением” он понимал длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погруже ...
Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...