1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об использовании информационных технологий для усвоения тех или иных знаний, сколько об организации современного учебного процесса, т.е. о взаимодействии преподавателя и студентов, учителя и учащихся, учащихся между собой, разделенных расстоянием, для достижения конкретных целей обучения. Причем, важно иметь в виду также, что речь идет не о самообразовании, которое часто также отождествляют с дистанционным обучением, если курс размещен в сетях или на CD. Речь идет именно об учебном процессе, где роль учителя, преподавателя, конечно, несколько иная, чем в очной форме, однако, не менее важная. Что касается целей обучения, то в эпоху информационного общества они достаточно кардинально изменились по сравнению с эпохой индустриального общества. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения разнообразных жизненных, профессиональных проблем. Качество образования теперь связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, принимать самостоятельные обоснованные решения.
2.Далее, актуальность данной темы объясняется и неготовностью преподавательского состава вузов и школ в большинстве своем к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Тот факт, что в Законе об образовании дистанционное образование приравнено к неким дистанционным технологиям, дает как бы вполне законное основание для образовательных учреждений не задумываться над этапом проектирования учебного процесса, методического и технологического его обеспечения, подготовки педагогических кадров, ограничиваясь отцифровкой готовых традиционных лекций и введения автоматизированной системы тестирования. О каком интеллектуальном развитии, формировании критического и творческого мышления можно в таких условиях говорить? Как в этих условиях можно говорить о формировании таких ключевых компетенций, заявленных Советом Европы, как коммуникативные, информационные компетенции (связанные с владением новыми технологиями, способностью критического мышления), компетенции, связанные со способностью учиться «через всю жизнь»? Мы отдаем себе отчет в том, что только использование современных педагогических технологий с учетом специфики дистанционной формы обучения, не гарантирует успех. Учебный процесс – это система, включающая в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, деятельность учителя и деятельность учащихся. Если под педагогическими технологиями мы понимаем целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей, это значит, что мы должны говорить о методах, организационных формах, средствах обучения. Как видим, это лишь компоненты системы, но не вся система. Кроме того, учебный процесс, в свою очередь, является реализацией теоретической модели обучения и воспитания, которая разрабатывается на этапе проектирования методического обеспечения.
Однако, в данном случае мы решили остановиться именно на проблеме использования педагогических технологий дистанционного обучения, поскольку этой проблеме, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания.
Отбор педагогических технологий в систему обучения всегда обусловлен используемой концепцией обучения. В настоящее время в мировой практике приоритет отдается гуманистической педагогике, личностно ориентированному подходу, конструктивизму, поскольку гуманистическая педагогика и отражающие ее основные принципы, подходы и теории наиболее адекватно отвечают требованиям, предъявляемым к системам образования современным обществом, понимаемом в обществе качеству образования, соответственно и качеству обучения.
Полезная информация:
Организация семейных праздников с элементами физкультуры и спорта
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осозн ...
Реализация принципа наглядности
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил: предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы; дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать; помните золото ...
Методика изучения темы «Четырехугольники»
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...