Разрешение этого конфликта лежит в сфере создания широкой сети дистанционного обучения или заочного образования. Рассмотрим реальный контингент потенциальных потребителей дистанционной формы обучения. Так, к нему можно отнести: работающее взрослое население, неудовлетворенное своим служебным положением или профессией; безработных, решивших овладеть конкурентоспособной специальностью; абитуриентов, предполагающих поступить в высшее учебное заведение; инвалидов с ограниченной возможностью перемещения; молодежь, не имеющую средств для очного обучения; сельских жителей, не имеющих возможности в силу специфики работы обучаться очно.
Реформы образования, осуществляемые в средних и высших образовательных учреждениях, обусловливают осмысление новых путей развития вузов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов, введения ЕГЭ и ГИФО, определение приоритетов профориентационной политики. Необходимость обеспечения качества образования в вузе требует поиска эффективных профориентационных технологий работы с абитуриентами, студентами и специалистами.
Для повышения конкурентоспособности вуза важно осуществлять системную и комплексную профориентационную работу на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, работать по созданию единой вузовской системы профориентации.
В этой связи в качестве приоритетов профориентационной политики вуза целесообразно считать:
обеспечение учащихся и абитуриентов дополнительным образованием, профориентационной информацией о специальностях вуза;
получение студентами качественного образования по специальностям в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами ВПО;
предоставление студентам дополнительных образовательных услуг по специальностям и обеспечение условий для профессионального самоопределения и развития профессионально важных качеств;
предоставление специалистам многообразия и вариативности профессионально-образовательных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
На довузовском этапе профориентации вузу необходимо осуществлять поиск своего абитуриента. С этой целью факультеты и институты должны организовать работу малых профильных академий, выбрать базовые школы и гимназии, создать широкую сеть профильных классов. При организации профориентационной работы следует использовать не только традиционные формы и методы довузовской подготовки, но и проводить дистанционные курсы, тестирование на определение намерений и реалистичности профессиональных планов учащихся с применением компьютерных программ. На факультете довузовского образования и профориентации целесообразно создать лабораторию профориентации и профессиональной подготовки по изучению образовательных и профессиональных потребностей учащихся, студентов, проведению исследований по актуальным проблемам вузовской профориентации. В перспективе требуется сформировать образовательные комплексы и модели «школа – колледж – вуз», «школа – вуз», «колледж – вуз».
На наш взгляд, такая гибкая профориентационная политика университета позволит осуществлять качественную профессиональную подготовку, подготовить компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту.
В системе «Школа – Вуз» апробировано и реализуется несколько направлений сотрудничества с учащимися средних общеобразовательных школ:
1. довузовские центры и профильные классы в сельских районах и городах;
2. Малая академия;
3. краевая интенсивная школа и летние научные школы старшеклассников;
4. подготовительные курсы (шестимесячные, трехмесячные, двухнедельные, заочные).
Довузовские центры
Довузовские центры функционируют на основании договоров о творческом сотрудничестве между Вузом, агентством образования администрации, администрациями районов, управлениями образования, образовательными учреждениями и планов совместных мероприятий. Довузовские центры позволяют наиболее полно удовлетворить потребности учащихся отдельных удаленных сельских школ края в углубленных знаниях, эффективно осуществлять научно-методическое обеспечение центров. Структуру довузовских центров составляют профильные классы по следующим направлениям: естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному.
Профильные классы
Важным звеном, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников. В рамках этого направления разработаны профильные курсы в соответствии с запросами потребителя (учащихся школ).
Полезная информация:
Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими
расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...
Сущность полового воспитания как условия их
подготовки к ответственному родительству
подростков
Половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к се ...
Японское воспитание
Словом «икудзи» японцы обозначают воспитание детей и методы, которыми они пользуются для наставления отпрысков на путь истинный, в полной мере отражают то своеобразие культуры, под влиянием которой эти методы сложились. Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в ...