Мировые тенденции развития общества порождают новые требования к качеству профессионального образования, к личностным и профессиональным качествам специалиста. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации отечественной системы образования.
Вследствие этих изменений в Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Таким образом, обозначается переориентация на личность обучающегося, на воспитание в нем качеств, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. В настоящее время от системы профессионального образования ожидается подготовка таких специалистов, которые могут не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя новых рабочих мест.
Существенным шагом на пути модернизации отечественной системы образования стало принятие в декабре 2007 года поправок в федеральный закон «Об образовании», где зафиксированы новые государственные требования к структуре федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяющие основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Системообразующей целью современного профессионального образования становится высокое качество довузовской подготовки специалиста. При этом подразумевается, что результатом подготовки является системный комплекс сформированных у него общих и профессиональных компетенций, характеризующихся широтой междисциплинарных системно-интегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность деятельности.
Проблемам довузовской подготовки школьников и методики проведения подготовительных курсов посвящены исследования С.Г. Григорьева, В.А. Козловой, И.И. Мельникова, Л.Ю. Нестеровой, Н.И. Охти, Н.Ю. Румянцевой, и др. В них формулируются цели довузовской подготовки, проводится анализ содержания её программы, даются методические рекомендации по проведению подготовительных курсов. Однако практически все эти исследования описывают традиционные методы довузовской подготовки и не учитывают возможностей применения инновационных средств в системе довузовской подготовки
Частные проблемы контроля и отдельные аспекты довузовскойподготовки обучающихся решались на разных этапах перманентного развития системы профессионального образования (В.И. Байденко, В.П. Беспалько, В.И. Васильев, И.Г. Галямина, В.А. Кальней, В.В. Красильников, М.А. Минин, В.Ю. Переверзев, С.И. Плаксий, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Т.Н. Тягунова, Н.П. Чурляева и др.).
В ситуации новых требований к результатам подготовки специалистов в системе образования на первый план выходят проблемы:
– определения единых подходов к формулированию диагностичных и понятных для обучающихся, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием требований к результатам подготовки в силу недостаточной разработанности их научного обоснования;
– неготовности образовательных учреждений и государственных аттестационных комиссий (ГАК) оценивать компетенции обучающихся и выпускников учреждений образования, поскольку существующее методическое обеспечение контроля обученности и оценки уровня подготовки не предназначено для оценки компетенций;
– разработки нового методического обеспечения оценки компетенций, которую невозможно решить без соответствующего теоретического обоснования, объясняющего природу и закономерности формирования компетенций;
– изменения методологии довузовской подготовки, влекущая за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах, порождает проблему реорганизации структур и модернизации технологий, а в целом – развития систем довузовской подготовки специалистов.
– Решение проблемы развития систем довузовской подготовки специалистов детерминировано научным обоснованием теоретических основ формирования и оценки компетенций, и разработанностью технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное социально-культурное и народно-хозяйственное значение.
Актуальность решения обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Управление процессом совершенствования системы довузовской подготовки».
Объект исследования – довузовская подготовка специалистов в контексте компетентностной парадигмы.
Предмет исследования – развитие систем довузовской подготовки специалистов.
Целью исследования является разработка и обоснование Концепции развития систем довузовской подготовки специалистов, которая рассматривается как научная система принципов, целей, задач, методов и моделей развития контрольно-оценочной деятельности в системе профессионального образования, обеспечивающая получение актуальной достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях, необходимой обучающимся и специалистам образовательных учреждений, организаций – работодателей, органов управления образованием для анализа и принятия решений.
Гипотеза исследования. Использование актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях в целях управления и обеспечения качества довузовской подготовки специалистов приведет к повышению качества профессионального образования, если будет применен комплекс концептуальных положений, определяющих развитие систем довузовской подготовки специалистов, включающий:
– принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, разработанные с учетом изменений требований к результатам подготовки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся;
– теоретические основы формирования и оценки компетенций, выступающие в роли системообразующих компонентов – конфигураторов систем довузовской подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, производства, государства и общества к качеству подготовки в системе профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта;
– технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения и ограничения контрольно-оценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.
Задачи исследования.
– Проанализировать проблемы довузовской подготовки специалистов.
– Определить принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов.
Определить теоретические основы формирования и оценки компетенций, в т.ч.:
– системные свойства и закономерности формирования компетенций;
– механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ;
– механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования;
– аналитический аппарат оценки компетенций.
Разработать технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов в системе профессионального образования, в т.ч.:
– разработать инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и апробировать инновационные технологические решения контроля и довузовской подготовки обучающихся;
– определить базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности;
– разработать и апробировать организационно-методический аппарат исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности в условиях ее развития;
В диссертации доказывается, что решение проблемы лежит в выборе такого содержания непрерывного образования, которое позволяет устранить противоречие с запросами вузов и задачами дальнейшего развития и совершенствования образования как можно полнее. В этой связи большое значение имеет разработка самостоятельной концепции формирования оптимального содержания системы довузовской подготовки.
Теоретической базой исследования являются: философские, социологические, педагогические, психологические идеи о роли образования в контексте концепций развития, социализации и обучения личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.); теоретические положения о качестве образования (В.И. Байденко, В.И. Васильев, И.Г. Галямина, А.Т. Глазунов, В.А. Кальней, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, М.М. Поташник, Н.М. Розенберг, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Т.Н. Тягунова, М.Б. Челышкова, И.Ф. Шишкин, С.Е. Шишов и др.); концептуально-методологические основы формирования образовательных стандартов (В.И. Байденко, В.И. Блинов, В.С. Леднев, А.Н. Лейбович, Н.И. Максимов, Н.Д. Никандров, Л.Г. Семушина и др.); положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем (Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов, А.М. Малышенко, Н.Н. Моисеев, Ф.И. Перегудов, И. Пригожин, Ф.П. Тарасенко и др.), в т.ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (В.П. Беспалько, А.Т. Глазунов, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.); тестирование и педагогические измерения (D.S. Adkins, J. Algina, R.A. Berk, A. Birnbaum, R.C. Cox, L. Cracker, R. Ebel, J. Keeves, F. Lord, R. Glaser, N. Gronlund, B. Orth, G. Rasch, В.С. Аванесов, А. Анастази, В.И. Васильев, К. Ингекамп, Е.Ю. Карданова, Ю.М. Нейман, А.Н. Майоров, М.А. Минин, Е.А. Михайлычев, В.Ю. Переверзев, А.О. Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова и др.); концептуальные положения довузовского образования (П.Ф. Анисимов, В.П. Беспалько, В.И. Блинов, В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лейбович, С.В. Менькова, К.Г. Митрофанов, В.М. Монахов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.Ю. Посталюк, А.И. Субетто, В.Е. Сосонко, Н.Ф. Талызина, А.О. Татур и др.).
Методы исследования основаны на общей теории систем, изучении и систематизации педагогической и учебно-методической документации и обобщении практического опыта руководителей органов образования, школ и вузов, преподавателей школ и вузов с целью формирования концепции довузовской подготовки учащихся в системе непрерывного образования, на изучении массового и передового отечественного и зарубежного опыта; анализ и синтез теоретического обобщения результатов исследования; сравнение и интерпретация новых фактов и конкретных проявлений объекта исследования; абстрагирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, методы критериальных оценок.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнуты логической структурой построения научно-исследовательской деятельности по проектированию и диагностике учебно-воспитательного процесса; методологической обоснованностью теоретических положений; опорой на комплексно-системный, личностно-деятельностный и дифференцированный подход, обеспечивающий программно-целевую направленность в реализации поставленных задач; пролонгированным характером проведенной работы; репрезентативностью объема выборок (более 3000 обучаемых); сочетанием рангового, факторного и дисперсионного анализов; возможностью репродукции опытно-экспериментальной работы и сопоставления данных исследований с массовым педагогическим опытом и результатами работ, имеющих другую целевую установку, а также многолетним личным опытом исследователя.
Достоверность результатов исследования определяется, прежде всего согласованностью результатов исследования с основными выводами и теоретическими положениями современной педагогической науки. Существенно, что теоретические расчеты ожидаемого педагогического эффекта при формировании содержания допрофессионального физико-математического образования на основе предложенной концепции согласовывались с экспериментальными результатами исследований.
Научная новизна исследования заключается в реализации обеспечения планируемого уровня качества подготовки абитуриентов через проектирование дидактических систем довузовского образования на базе разработанных автором концептуальных технологий, в соответствии с которыми:
1. На основе системного подхода создана типология систем довузовской подготовки специалистов, позволяющая определять исходное и целевое состояния их развития.
2. Определены основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, как новое применение положений педагогики, системного анализа, теории организации и социологии.
3. На основе моделей итеративного научения разработан и обоснован механизм системогенеза компетенций. Настоящий механизм расширяет систему научных знаний о многоуровневой структуре и процессе гетерохронного формирования компетенций в соответствии с логистической закономерностью интеграции элементов на основе присущей им валентности.
4. Предложен механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений образования, основанный на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений как результатов освоения учебных модулей, защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.
5. Представлена инвариантная модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений как система теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приёмов и способов организации сложных технологических процессов: определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольно-оценочной деятельности; подготовки организационно-технологического обеспечения; разработки и стандартизации контрольно-измерительных материалов; организации и проведения контролирующих мероприятий; обработки результатов контроля; оценки индивидуальных образовательных достижений, реализуемых в целях определения качества подготовки специалистов.
6. Впервые в системе довузовского образования разработана теория проектирования опытно-экспериментального объединения «школа – профтехучилище – техникум – вуз» на основе многоуровневой организационной интеграции учебных программ.
7. Установлены педагогические условия (направленный системный подход к проектированию системы довузовского образования; формирование содержания на основе принципов теоретических обобщений и межпредметной интеграции; интеллектуальное и коммуникативное развитие за счет использования модульных технологий; включение довузовской подготовки в систему непрерывного образования на основе преемственности, взаимодействия и развития; формирование мотивационного потенциала к будущей профессии; диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся, уровня их знаний и интересов) и педагогические средства обеспечения планируемого уровня подготовленности абитуриентов к обучению в вузе (перепективные и текущие рабочие программы; вариативные учебные планы, ориентированные на целевые установки – уровень интеллектуального развития, профиль специальностей; модульные технологии обучения, основанные на принципах модульности, динамичности, гибкости, метода деятельности, осознанной перспективы, паритетности, структуризации учебной информации и разносторонности методического консультирования; учебные пособия, методические рекомендации и указания; наблюдения, беседы, анкеты, тесты, эксперименты).
8. Предложена новая качественная модель подготовки абитуриентов – модульная интегративная программа, – основной целью которой является не поступление абитуриента в вуз, а его подготовка к обучению в нем.
9. Обосновано использование диагностики компетентности личностных свойств и мотивационного потенциала учащихся для определения уровня подготовленности абитуриента к обучению в вузе.
10. Доказана необходимость введения дополнительных модулей (комплексные числа, химия, культура речи) для формирования требуемого уровня готовности абитуриента к обучению в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания, продвинут решение проблемы обеспечения качества подготовки абитуриентов и позволят по-новому подойти к анализу подготовки будущих студентов.
Помимо этого уточнен и дополнен понятийный аппарат теории и методики профессионального образования (механизм развития систем довузовской подготовки специалистов, валентность индивидуальных образовательных достижений, системогенез компетенций, технология комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и др.).
Разработанные принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов в сочетании с их типологией являются инструментарием стратегического планирования развития контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах.
Разработанные теоретические основы формирования и оценки компетенций, обеспечивают возможность для теоретических и эмпирических исследований и широкомасштабной практики довузовской подготовки в системе профессионального образования, в т.ч.:
механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ является теоретическим базисом разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций и моделей оценки индивидуальных образовательных достижений;
механизм интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет определять структуру технологических операций контроля и довузовской подготовки специалистов;
аналитический аппарат оценки компетенций позволяет разрабатывать методики обработки результатов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений, адекватные целям профессионального образования.
Технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов, включающие: инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений; базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности; модель мониторинга контрольно-оценочных процедур; позволяют детализировать стратегии развития в контексте определенных принципов, тенденций и механизма.
Результаты исследований дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области контроля и довузовской подготовки в системе профессионального образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества профессионального образования.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при решении задач модернизации системы профессионального образования и формирования общероссийской системы довузовского образования.
Практическая значимость.
Реализация механизма формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ позволяет разрабатывать иерархические системы дескрипторов компетенций, способностей, знаний, умений и навыков.
Применение механизма интегральной довузовской подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет без проведения эмпирических исследований получать актуальную, сопоставимую информацию о качестве подготовки в рамках освоения учебных модулей и профессиональных образовательных программ.
Применение инвариантной модели технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений позволяет специалистам учреждений профессионального образования разрабатывать и внедрять новые или модернизировать существующие технологии довузовской подготовки.
Применение организационно-методического аппарата исследований динамики социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности, позволяет определить успешность институциональных изменений, позитивные и негативные факторы реализации стратегии развития конкретных систем довузовской подготовки специалистов.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены:
комплексом теоретических и экспериментальных методов исследования, подтверждением выдвинутой гипотезы, корректностью постановки задач и определением концептуальных оснований их решения;
согласованностью выводов с данными других исследователей;
проведением опытно-экспериментальной работы в контролируемых условиях;
использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики; позитивными результатами внедрения предлагаемой педагогической системы в практику.
непротиворечивостью логических рассуждений и обоснованностью выбранных взаимодополняющих теоретических положений с опорой на фундаментальные исследования в области системного анализа, педагогики, психологии, педагогических измерений, непараметрической статистики и квалиметрии, которые позволили разработать и обосновать теоретические основы формирования и оценки компетенций и технологические основы развития систем довузовской подготовки специалистов;
согласованностью его основных результатов с тенденциями формирования общероссийской системы довузовского образования, модернизации отечественной системы профессионального образования, отраженными в Федеральной целевой программе развития образования;
собственным многолетним опытом работы в государственных и общественных организациях системы образования;
характером и результатами опытно-экспериментальной работы, широтой охвата и апробацией на федеральном и региональном уровнях. В целом в исследованиях приняли участие свыше 3000 человек.
Первый этап – аналитический (2002–2003 гг.). На этом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, методической и специальной литературы по проблеме исследования; определялись основные компоненты профессиональной направленности; изучалось состояние профориентационной работы со школьниками, опыт совместной работы школы и вуза, различных структур довузовского образования по организации профильного обучения учащихся старших классов.
Второй этап – экспериментальная работа (2004–2007 гг.). На этом этапе создавалась педагогическая система профориентационной работы по обеспечению преемственности в формировании профессионального самоопределения старшеклассников и абитуриентов и профессиональной направленности студентов в условиях ВУЗа; осуществлялось экспериментальное опробование и применение разработанной педагогической системы; оценивалась ее продуктивность.
Третий этап – завершающий (2007–2009 гг.). На этом этапе осуществлялась обработка результатов исследования, обобщались выводы, оформлялись результаты теоретической и экспериментальной работы.
На защиту выносятся:
модель и направления совершенствования и управления системы довузовской подготовки абитуриентов, а также организационная структура этой системы, сконструированная на функциональных принципах;
алгоритм проектирования и сама технология подготовки абитуриентов, основанная на многофункциональном тестировании;
методика формирования тестов-достижения для определения уровня обученности и разработанные бланки качества;
методика оценки качества подготовки абитуриентов к обучению в вузе.
Полезная информация:
Управление источниками кадровых ресурсов профильного обучения
Региональными (муниципальными) органами управления образованием, а также на уровне образовательных учреждений осуществляется та или иная кадровая политика в области ПО, включающая в себя следующие направления. 1. Планирование кадровых ресурсов: мониторинг потребности региона (района, школы) в кадра ...
История становления классного руководства
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной р ...
Место художественной литературы на уроке истории и принципы
ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопред ...