При групповой работе класс временно делится на несколько групп, и каждой группе дается задание. В этом виде работы могут себя реализовать практически все члены группы.
Взаимопроверки учащимися.
Немаловажную роль в закреплении и глубоком осмыслении играет работа над текстом учебника. Применяя данную форму работы необходимо не просто учащимся дать прочитать материал, а поставить перед ними проблему, которая заставит учащихся думать, чтобы ответить на поставленные вопросы, а не механически читать учебник.
Большое значение в плане формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся активно оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершенствуют поисковую деятельность. Поэтому в этой самостоятельной деятельности учащегося укрепляются и взаимообуславливаются его познавательная активность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнем сознательности.
К нетрадиционным формам урочной деятельности можно отнести: деловые игры, уроки - КВНы, уроки-состязания, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, турниры и т.д.
В деловых играх выделяют следующие типы - игра-сотрудничество, игра-соревнование, игра-конфликт. Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников
Творческий подход обеспечивает каждому школьнику базовый уровень подготовки и создает благоприятные, комфортные условия для продвижения учащихся на более высокую ступень своего развития. В чем и заключается основная задача современного образования.
Деловая игра по сравнению с традиционной формой обучения находит свое отличие в следующих характеристиках.
Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями учеников. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.
Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
Деловая игра провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
На уроках информатики опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения деловых игр в учебном процессе .
Полезная информация:
Влияние игры на развитие познавательных процессов младших
школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованн ...
Навыки мышления низкого порядка
Большинство вопросов, которые задаются выпускникам в школах, требуют от них мышления низкого порядка, на уровне воспроизведения знаний и их понимания (смотри таблицу №3). Таблица №3. Знания Определение Идентификация и воспроизведение информации Что делает преподаватель Говорит, показывает, направля ...