Каждый из компонентов общей структуры слишком широк по содержанию и объекту. Например, под актуализацией прежних знаний и способов действия понимается не только воспроизведение ранее изученных знаний и способов действия, но и их применение в новых ситуациях, стимулирование познавательной активности учащихся, проверка учителем уровня усвоения знаний и т.д. Столь же широки и два других компонента общей структуры урока.
Используя понятие "структура урока информатики”, важно выделить из множества возможных основные этапы урока.
Основные этапы урока:
Организация начала урока - определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.
Постановка цели и задач урока - формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
Проверка домашнего задания - определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.
Объяснение - научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
Закрепление - специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знания.
Повторение - систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
Подведение итогов урока - выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.
Для каждого урока обязательным является этап постановки цели, выбор остальных этапов обуславливается целью урока.
Типология уроков по дидактической цели.
Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология урока по дидактической цели (каждый из названных типов реализуется определённым сочетанием структурных элементов).
Урок изучения нового материала. Необходимость в нём возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершённый учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Структура урока:
а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с компьютером, учебником, книгой, справочной литературой;
в) закрепление - диагностика прочности знаний путём наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т.п.;
д) подведение итогов урока.
Урок закрепления. Завершение изучения целой темы требует проведение особого типа урока, посвящённого закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях. Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных видов и сложности, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного материала и выработки умений и навыков; в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок;
г) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путём общего введения в новую тему.
Уроки обобщения и повторения посвящаются обобщающему повторению, органично соединённому с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; в) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.
Полезная информация:
Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов
развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...
Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с
умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...
Идеи
советских педагогов 1920-1930-х гг
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимент ...