Роль учителя в формировании самооценки

Страница 1

В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ту ключевую роль, какую играет школа в жизни ребенка, то в этом нет ничего удивительного.

При недобросовестном отношении к учению у школьника очень ослаблены учебные интересы, пробелы в знаниях по тому или иному предмету настолько велики, что ученик уже не в состоянии самостоятельно справиться с учебным материалом, к тому же он потерял веру в собственные силы. Это неверие усугубляется неверием товарищей в его возможности, неуважением с их сторон. Положение такого ученика в классе становится незавидным. Страдающее самолюбие потребность проявить себя. Не располагая реальными возможностями это осуществить, толкает такого ученика на поиски выхода из тягостного положения.

Одни, переживая неудачи в учении, притворяются безразличными, а на уроках разными выходками смешат товарищей. Этот смех и хлопоты с ним учителя доставляют такому ученику моральное удовлетворение, ибо он в какой-то мере, в каком-то смысле был в центре внимая всех. Другие ищут другую деятельность, других друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.

Необходимо, чтобы учитель как личность шел навстречу ребенку или, по крайней мере, дал ему возможность найти личностный контакт с собою. Если между ребенком и учителем установились хорошие личные отношения, то само по себе почти не имеет значения, насколько дидактические методы учителя соответствуют или же не соответствуют новейшим требованиями. Ибо не в дидактическом методе кроется секрет успеха обучения. Да и вообще цель школы не сводится исключительно к тому, чтобы до отказа набить головы знаниями, а состоит скорее в том, чтобы воспитать детей настоящими людьми. Дело не в том, сколь велик груз знаний, который человек выносит со школьных занятий, а в том, удалось ли школе сделать его самосознательной личностью. Без этого самосознания он никогда не узнает, чего действительно хочет, но навсегда останется в зависимости, и будет только подражать, чувствуя себя непризнанным и подавленным.

Большую роль в этом может сыграть один из приемов педагогического воздействия – организация успеха в учении. Он активизирует учебные интересы. Этот прием предполагает оказание систематической помощи по предмету до тех пор, пока ученик не начнет получать хорошие отметки. Окрыленный чувством успеха, обладая минимумом прочных знаний, благодарный учителю за помощь ученик, как правило, в дальнейшем начинает самостоятельно заниматься. Но на это порой требуется много времени. А у ученика нет подъема, нет веры в собственные силы. Поэтому полезно одновременно воспользоваться другими приемами: вовлечением в совместную деятельность, моральной поддержкой и укреплением веры в собственные силы. Добиться понимания своих учеников учитель может двумя способами: при помощи самораскрытия, т.е. та информация которую ученик предоставляет по собственной воле и наблюдение, т.е. те выводы, которые учитель делает исходя из внешнего поведения ученика.

Самораскрытию способствует ситуация с глазу на глаз. Умение провести такую беседу предполагает также наличие искреннего интереса к каждому конкретному ученику.

Метод систематического наблюдения будет наиболее эффективным, если учесть следующие рекомендации:

1. С самого начала осознайте, что вы не можете быть полностью объективны в своих наблюдениях и выводах о другом человеке;

2. Прежде чем делать выводы понаблюдайте за учеником в различных ситуациях;

3. Особенно показательной может быть присущая ученику манера взаимодействия с другими.

О низкой самооценке могут сигнализировать:

- Частые самокритичные высказывания: "Я никогда не мог усвоить этот материал…";

- Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества: "Зачем волноваться? У меня все равно шансов нет…";

- Критическое отношение к успехам других: "Он бездарный, просто ему повезло…";

- Нежелание признавать свою оплошность или вину: "Я не виноват, что…";

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Формы и методы преподавания в техникуме
Современные условия развития общества, такие как глобализация экономики, обострение рыночной конкуренции, доминирование технологий, основанных на новых знаниях, опыте, интеллекте, увеличение социальной ответственности бизнеса и гуманизация труда - все это определило необходимость изменений в мирово ...

Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной бол ...

Список литературы по ознакомлению детей с цифрами
1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. В учебно-методическом пособии представлена оригинальная методика экономического воспитания старших дошкольников, реализуемая через обогащение привычных видов детской деятельности экономическим содержанием. Приводятся конспек ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru