Роль учителя в формировании самооценки

Страница 2

- Склонность подчеркивать недостатки у других: "Беда его в том, что…";

- Неспособность принять похвалу: "Вы на самом деле так не считаете…";

- Отрицательное отношение к школе и учителям: "Мне кажется учитель меня не любит…";

- Низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: "Меня не интересует…"

- Плохая социальная адаптация, застенчивость или повышенная чувствительность к критике: "Все против меня…".

Однако корреляция между самоуважением и уверенность в своих академических способностях далека от полной: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образованию не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения. Вот почему чернокожим детям независимо оттого, что они ежедневно сталкиваются с расовыми предрассудками, в общем, удается развить высокое самоуважение.

Принимая во внимание, тесную связь между самоуважением и достижениями многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, бесспорно. Может быть весьма полезной. Однако критики считают, что слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения с проблемы в отношении со сверстниками и учителями.

Подросток с адекватной самооценкой проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей компетентности, полагает, что напряженно трудится, ставит перед собой реалистические цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует на болезненную критику, принимает на себя ту или иную ответственность и с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Самооценка является составляющей частью Я-концепции, которая формируется в подростковом возрасте. Формирование самооценки начинается в раннем детстве.

Самооценка бывает заниженной, завышенной и адекватной. Самооценка может изменяться в зависимости от возрастного периода, в котором в данный момент находится ребенок.

Также на самооценку влияет стиль семейного воспитания, успехи или не успехи ребенка в учебе, отношения сверстников. В тоже время от самооценки зависят академические успехи подростка, самочувствие в среде других подростков, отношения со взрослыми.

В подростковом возрасте самооценка бывает чаще заниженной, т.к. подростковый возраст является возрастом личностной нестабильности, потому, что у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, возникает особая форма самосознания – чувство взрослости. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей и учителей.

Не смотря на это, возможно влиять на самооценку ученика, путем педагогических приемов, например, при помощи организации успеха в учении.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной ...

Оценка условий социальной среды учреждения инернатного типа, влияющих на развитие у детей готовности к переходу в среднюю школу
Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверит ...

Высшее учебное заведение, его задачи и структура
1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. 2 ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru