практическая совместная деятельность семьи и школы (в результате устанавливаются дружеские отношения среди родителей, между семьей и школой, происходит "узнавание" друг друга, достигается больший охват учащихся различными формами воспитательной работы; при этом ребенок не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира).
Возможны различные направления взаимодействия семьи и школы:
Повышение уровня психолого–педагогических знаний родителей:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
Участие родителей в управлении школой:
Совет школы;
классные родительские комитеты;
Управляющий совет.
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия — родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы "школа — семья". Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.
Наиболее распространенным примером взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания выступает родительское собрание.
Условия эффективности родительского собрания:
возможность получения обратной связи;
поддержка людей, имеющих общие проблемы;
общность переживаний;
конфиденциальность (все, что происходит на собрании, не выносится за его пределы);
доверие родителей;
создание положительной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы на собрании;
возможность идентификации себя с другими;
интенсивная подготовка к активной жизни со своими детьми и в целом в семье;
формирование рефлексии (самоанализа);
формирование эмпатии (способности к сопереживанию);
формирование навыков общения.
Виды родительских собраний:
Установочные или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы.
Знакомящие с аналитическими материалами из жизни школы (об успеваемости, медосмотре, правонарушениях и др.) без фамилий детей и родителей.
Консультативные, направленные на какое-то общеклассное дело и требующие совета, поддержки и одобрения родителей.
Посвященные чрезвычайным ситуациям, требующим коллективного совета взрослых людей.
Полезная информация:
Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального
искусства
На рубеже ХIХ-ХХ веков театр стоял перед необходимостью решительных преобразований. Новые пути преддверии нового века возможности народа творческих сил представляли Станиславский, Немирович - Данченко, Чехов. Их сплочение привело к созданию нового театра. Возник он в 1898 году, в годы общественного ...
Общее и политехническое образование как вариант выбора труда
и профессии
Для решения поставленных задач система образования располагает большими возможностями. Прежде всего, обучение в школе выполняет многочисленные функции, одной из которых является подготовка учащихся к труду, выбору и получения профессии. В этих целях обучение решает две задачи: развивает интересы, с ...
Методика обследования произношения звуков
При обследовании звукопроизношения применяются задания, состоящие из произношения звука в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны б ...