Применение принципа сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности преподавателя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что способствует активизации внимания учащихся.

При объяснении нового материала, нужно всегда начинать с постановки проблемы, чтобы учащиеся понимали для чего им нужно знать то, что им предстоит изучить.

Например, при изучении темы «Денежно-кредитная система» следует начать с того, что «деньги – это один их наиболее важных элементов экономической системы, содействующей работе экономики. Деньги – дно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. Овладение современными знаниями, в том числе темы «Денежно-кредитная политика», открывает перспективу для активной творческой и деловой жизни, достижения личного благополучия».

Следует обеспечивать понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт и учащихся.

При изучении темы «инфляция», первоначально необходимо дать определение термину инфляция – «это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности». Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы учащийся мог далее воспринимать материал, уже ориентируясь на то, что он знает, о чем пойдет далее речь. Затем, при объяснении денежных реформ, постоянно ссылаться на примеры из жизненной практики во избежание ступора на этапе изучения этого вопроса и для более глубокого осмысления материала:

- нуллификация означает аннулирование обесцененной единицы и введение новой валюты (советский рубль - тенге);

- деноминация – метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен, что произошло в России в 1995 году.

Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения. Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь, прежде всего, понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

Например, в ходе изучения вопроса «кредиты» неплохо было бы спросить у учащихся, чем кредит отличается от финансов (денег), а затем вместе обобщить полученные ответы. Это позволит студентам активизировать свою мыслительную деятельность, вспомнить и повторить пройденный материал (вопрос «деньги»), научиться разграничивать схожие понятия и систематизировать новые знания.

Необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно, не допускать подсказывания и копирования. Можно дать задание индивидуально каждому в группе по вопросу «Глобальные финансовые организации». Каждому учащемуся достанется своя организация, по которой он должен будет написать доклад. В докладе отразить следующие вопросы: история возникновения, общие данные, принципы ее работы, макро- и микроэкономические цели, роль в мировой валютной системе и др. На выбор даются такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Фонд международного развития ОПЕК, Европейский центральный банк ЕС, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития (МАБР), Межгосударственный банк развития, Восточноафриканский банк развития (ВАБР),Арабский валютный фонд (АВФ), Группа Всемирного банка, Международная финансовая корпорация (МФК) и другие. Затем, на семинаре, предложить коротко защитить каждому свою организацию, в то время группа сможет законспектировать данные по всем предложенным докладам. Таким образом, развивается и самостоятельность, и взаимообучение учащихся.

Полезная информация:

Методическая разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги» Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности. Подготовка. 1. Подбор участников. Разделить детей по группам. 2. Разработка сценария ...

Методические особенности организации и проведения уроков информатики
Основными целями и задачами изучения учебного предмета "Информатика" являются: формирование представления об информатике как науке и ее роли в развитии общества; формирование компьютерной грамотности, основ информационной культуры; развитие логического и алгоритмического мышления; практич ...

Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Роль его заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. И реализовать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru