Возможности детского организма не беспредельны. А длительное напряжение может привести к утомлению и нарушению здоровья.
Из 5 — 6 недель адаптации первые 4 недели наиболее сложные. Большие сложности возникают из-за состояния здоровья детей, которых условно можно разделить на 3 группы. Из поступающих в школу только 20 — 25% являются здоровыми, они и составляют 1-ю группу. Остальные имеют те или иные нарушения здоровья. У них адаптация протекает труднее. Труднее протекает адаптация и у «домашних» детей, которые непривычны к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму учреждения. Значительно легче адаптируются дети, посещавшие детский сад.
Одним из показателей трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу.
Важными показателями психологической адаптации к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем и овладение навыками учебной деятельности.
Социально-психологическая адаптация по данным М.М. Безруких проходит по-разному:
1-я группа (56%) 1-2 мес. |
Быстрое включение в коллектив класса. Хорошо осваиваются в школе. Приобретают друзей в классе. Спокойно, доброжелательно выполняют все требования учителя. |
2-я группа (30%) |
Требуется помощь взрослых в решении вопросов адаптации. |
3-я группа (14%), долго адаптируются. |
Возникают значительные трудности. Учебную программу не усваивают. Преобладает негативная форма поведения. Резко проявляют отрицательные эмоции. |
Именно учащиеся 3-й группы мешают работать в классе, третируют других детей. Если изучать таких детей (это должен делать школьный психолог), то можно выявить разные причины подобного поведения:
Ребенок нуждается в специальном лечении. У него нарушена психоневрологическая сфера;
Ребенок не готов к обучению в школе (к данной программе школы). Это могут быть дети из неблагополучных семей;
Ребенок отстает в учебе при плохом контакте с учителем. Сверстники отрицательно относятся к нему. Такие дети становятся «изолированными». Возникает реакция протеста.
Если вовремя не разобраться в причинах подобного поведения, возникает задержка психического развития (ЗПР), которая может перейти к нервно-психической патологии.
Большинство детей психически подготовлены к школе, и они идут учиться с радостью. Эта внутренняя позиция ребенка помогает ему быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.
Трудности адаптации (обычно 4-7 недель) | |
1. Усвоение правил школьного режима |
обязанности школьника; своевременность прихода на занятия; соблюдение школьного режима; |
2. Усвоение правил взаимоотношений с учителем (взрослым) |
неправильное восприятие ситуации урока, непонимание истинного смысла восприятия учителя, его профессиональной роли. |
3. Усвоение правил взаимоотношений со сверстниками |
недостаточное развитие общения и способности взаимодействия с другими детьми. |
4. Усвоение правил взаимоотношений детей с родителями |
личностное пространство в семье; отношения с братьями и сестрами; стиль родительского поведения и взаимоотношения с ребенком. |
5. Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам |
высокая самооценка вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. В результате: «Школа плохая», «Учитель злой» и т. д. |
Но нет детей, которые проходят адаптацию без последствий вообще, и в дальнейшей учебной деятельности проявляются трудности.
Основные причины трудностей в обучении младших школьников:
ребенок плохо учится;
ребенок ленится;
ребенок рассеян;
ребенок неуправляем;
хронические неудачи;
уход от деятельности;
развитие ребенка по игровому типу;
развитие ребенка по типу негативистской демонстративности.
Во втором параграфе основным, перечисленным выше, причинам трудностей в обучении будет уделено много внимания, мы выделим наиболее вероятные психологические причины, дадим общие рекомендации.
Полезная информация:
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...
Функции обучения
Принцип целостности обучения отражает единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание - определяется как понимание, сох ...
Приёмы развития речи детей посредством театрализовано-игровой деятельности
Следующий этап практической деятельности – формирующий. Цель данного этапа – работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности. Был разработан план занятий, который включает в себя театра ...