Почему неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей и т.д. (И.В. Дубровина).
Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся начальных классов, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины и, как следствие, отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.
На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро переживаются детьми. Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями (с семьей), учащимися, характера самооценки и т.д.
На основе работ психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, О.Я. Яшнова) мы выделили трудности, которые напрямую зависят от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе у детей 6—7 лет. Их можно изобразить в схеме:
Докритическая |
Критическая |
Послекритическая |
У первоклассника, рано поступившего в школу | ||
Ребенок очень удовлетворен игрой. Субъективное стремление к школе (результат подготовки) без объективных предпосылок. |
Ребенок приходит в первый класс без сформированных предпосылок перехода от игры к учебной деятельности. Получая первое замечание, переживая неуспех в учебной деятельности, тянется к игре. Ребенок переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении ребенка: негативная симптоматика, направленная на учителей и родителей. |
Ребенок вынужден наравне с учебой заниматься игрой. Восстанавливается эмоционально- личностный ком- форт, сглаживается негативная симптоматика. Но отставание. начавшееся в первом классе, может накапливаться. В результате — общая неуспеваемость. |
У дошкольника, запаздывающего с переходом в школу | ||
Игра отходит на второй план. Ребенок тянется к продуктивно- значимой деятельности. Возникает желание стать школьником. |
Ребенок готов к учебной деятельности (субъективно и объективно). Но формально переход к учебе запаздывает. Негативная симптома- тика ребенка направлена на родителей. |
С приходом в школу восстанавливается внутренний комфорт ребенка, а негативные симптомы исчезают. |
В схеме отражены фазы возникновения и течения кризисов, в зависимости от времени поступления учащегося в школу, а также характеристики перечисленных фаз кризиса.
Как говорилось ранее, первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Требуется длительное время для адаптации.
Адаптация к школе имеет аспекты:
физиологические;
психологические;
В физиологической адаптации выделяются три этапа:
Ориентировочный (2-3 недели): на весь комплекс воздействий в связи с началом обучения все системы организма ребенка отвечают большим напряжениям;
Неустойчивое приспособление(1-2 недели): организм ребенка ищет какие-то оптимальные варианты реакций на воздействие окружающей среды. Надо помнить, какую высокую цену платит организм в этот период
Относительно устойчивое приспособление (1-2 недели): Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. Но надо иметь в виду, что чем большее напряжение требуется от какой-либо системы, тем больше ресурсов расходует организм.
Полезная информация:
Организация индивидуальной работы по совершенствованию памяти
В ходе выполнения практической работы по данной теме нами было проведено исследование в Куртамышской средней школе №2 в 3 «Б» классе. В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Одна девочка обучается на дому. Обследованию подвергались 19 учащихся. Классный руководитель даёт следующую ха ...
Лексико-семантический аспект русской речи черкесов
Если интерференция на фонетическом уровне в русской речи черкесов проявляется в материальных, физических единицах речи, но не ведёт к искажению смысла, то отклонения от лексико-семантических норм русского литературного языка ведут непосредственно к изменению смысла высказывания. Поскольку слово, ка ...
Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"
Цели урока учащиеся должны знать об основных источниках рабства в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение новых терминов; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жест ...