Формирование словоизменения у детей с ОНР

Страница 1

На начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у детей с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания –у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе:

дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием без чередования звуков в основе (идёт – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, поёт – поют, гремит – гремят и т.д.);

с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, бросает – бросают и др.);

с чередованием звуков в основе (течёт – текут, бежит – бегут, печёт – пекут, стрижет – стригут, толчёт – толкут и т.д.).

Второй этап – включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

дифференциация в единственном числе;

дифференциация во множественном числе;

дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде:

согласование глагола и существительного мужского рода;

согласование глагола и существительного женского рода;

согласование глагола и существительного среднего рода;

дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа:

формы мужского рода:

с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, меховой и пр.);

с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, весёлый и т.д.);

формы женского рода:

с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, меховая и пр.);

с безударным окончанием (добрая, вкусная, красная, весёлая и т.д.);

формы среднего рода:

с ударным окончанием (голубое, большое, лесное, меховое и пр.);

с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, широкое и т.д.);

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах:

в беспредложных конструкциях;

в предложных конструкциях;

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

При формировании словоизменения в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:

глагольные;

субстантивные;

адъективные;

наречные;

местоимённые;

словосочетания с числительными.

В работе с детьми, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у детей с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат. Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку);

предикат + объект, выраженный существительным в косвенном падеже без предлога (рубит топором, дарит внучке);

предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

Среди именных словосочетаний наиболее доступными для детей с ОНР являются следующие:

словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства , Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физическ ...

Влияние оценки на эмоциональное состояние подростков
Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успева ...

Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а т ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru