2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос «Посмотри на животных и скажи, у кого какие детеныши?» (используются картинки)
Материал: |
Курица- цыплёнок Утка- утёнок Лягушка- лягушонок Корова- телёнок |
Кошка- котёнок Белка- бельчонок Лошадь- жеребёнок Волк-волчонок |
3. Образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды)
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, как называется посуда, в которую кладут хлеб? (хлебница)» (предметные картинки).
Материал: |
Сахар- сахарница Конфеты- конфетница Суп- супница Соус- соусница |
Салат- салатница Мыло- мыльница Селёдка- селёдочница Сухари- сухарница |
4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
Процедура и инструкция: экспериментатор предлагает ребёнку ответить на вопросы, сначала даёт образец словообразования «Кто носит багаж? Носильщик».
Материал: |
Кто учит детей? Кто вставляет стекло? Кто работает на кране? Кто играет на барабане? Кто чинит часы? Кто дрессирует животных? Кто играет на пианино? Кто продаёт продукты? |
-учитель- стекольщик - крановщик - барабанщик - часовщик -дрессировщик -пианист -продавец |
5. Образование относительных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри на картинку и скажи, какой предмет; стакан из стекла, значит, он какой? – стеклянный» (предметные картинки).
Ложка из дерева – деревянная Стакан из стекла – стеклянный Ведро из железа – железное Шуба из меха – меховая Булка из пшеницы – пшеничная Варенье из вишни – вишневое Компот из яблок - яблочный Шарф из шерсти – шерстяной |
6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Процедура и инструкция: экспериментатор задает вопрос « Посмотри на картинку и ответь на вопрос. Вот пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий)» (предметные картинки).
Материал: |
Лапа медведя Лапа курицы Хвост рыбы Сумка мамы Хвост зайца Портфель папы Хвост лошади Рога козы |
- медвежья -куриная -рыбий -мамина -заячий -папин -лошадиный -козьи |
7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «На этой картинке малыш входит, а здесь выходит» (предлагаются картинки). Ответь на вопрос: «Кто что делает?»
Материал: |
Входит – выходит Наливает-выливает Улетает-прилетает Подъезжает-уезжает Закрыта- открыта Въезжает- выезжает Прибегает- убегает Раздевается-одевается |
8. Образование глаголов совершенного вида.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает образец «Посмотри, на этой картинке мальчик рисует, а на другой картинке мальчик нарисовал. Посмотри на картинки и скажи, что делает на одной картинке мальчик и на другой.» (сюжетные картинки).
Материал: |
Пишет - написал Снимает - снял Вешает - повесил Пилит - распилил Умывается – умылся Строит - построил Убирает - убрал Красит - покрасил |
Полезная информация:
Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного
образования детей
В ходе исследования рассмотрено около сорока публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования. Среди них были обобщения и авторские описания опыта, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образован ...
Рефлексия в ОДИ
Все этапы и все фрагменты игровой работы пронизаны рефлексивными отношениями. ОДИ создаёт пространство для инициации и развития рефлексии, в котором она раскрывается во всех многочисленных аспектах. Рефлексия может выступать как специальным образом организованная деятельность (которая может быть ис ...
Гигиенические проблемы школьной зрелости
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возраст ...