Содержание и организация исследования уровня сформированности грамматического строя речи

Страница 1

В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

Анализ литературных данных по проблеме

Теоретическое обоснование и создание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных в результате исследования результатов.

Разработка основных направлений необходимой коррекционной работы по формированию грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) с учетом выявленных особенностей.

На основе выдвинутых задач для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников нами использована методика, которая разработана на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах: Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой. При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. В связи с этим определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:

-1. исследование функции словоизменения

Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;

образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;

образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;

образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;

согласование существительных с числительными «два» и «пять» ;

дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;

согласования прилагательных с существительными в роде и числе;

- употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.

2.Исследование функции словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов;

- образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);

- образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование притяжательных прилагательных от существительных;

- образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;

- образование глаголов совершенного вида.

Методика исследования.

I. Исследование словоизменения.

1. Изменение существительных по числам в именительном падеже.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает образец: «Я скажу: стол один, а если их несколько– столы» (используются предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов). Экспериментатор задает вопрос: «На этой картинке один шар, а на этой их несколько. Как сказать, когда их несколько?»

Материал:

Шар – шары

Стол – столы

Гриб – грибы

Тигр - тигры

Карандаш – карандаши

Дом – дома

Дерево - деревья

Лист - листья

2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Это шар. Я убираю картинку. Нет чего?» (шара) «Много чего?» (шаров) (Картинки с изображением предмета и без него, несколько предметов на картинке).

Материал:

Кукла – куклы-кукол

Медведь – медведя- медведей

Машина – машины - машин

Заяц – зайца - зайцев

Стул- стула- стульев

Мяч – мяча - мячей

Ручка – ручки - ручек

Книга – книги - книг

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"
Цели урока учащиеся должны знать об основных источниках рабства в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение новых терминов; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жест ...

Урок как форма организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...

Профессиональная мобильность как механизм социальной адаптации
В настоящее время востребованы такие качества специалиста, как карьерная гибкость, адаптивность, готовность отдаваться работе, профессиональная мобильность. Мобильность – ключевое понятие, наиболее точно отражающее особенности современного этапа развития человека и общества. Быстро меняющийся техно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru