В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы.
Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:
Анализ литературных данных по проблеме
Теоретическое обоснование и создание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных в результате исследования результатов.
Разработка основных направлений необходимой коррекционной работы по формированию грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) с учетом выявленных особенностей.
На основе выдвинутых задач для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников нами использована методика, которая разработана на основе теоретических и методических положений, изложенных в трудах: Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой. При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. В связи с этим определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:
-1. исследование функции словоизменения
Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;
образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;
образования форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;
образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;
согласование существительных с числительными «два» и «пять» ;
дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;
согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
- употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.
2.Исследование функции словообразования:
- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов;
- образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
- образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;
- образование относительных прилагательных от существительных;
- образование притяжательных прилагательных от существительных;
- образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;
- образование глаголов совершенного вида.
Методика исследования.
I. Исследование словоизменения.
1. Изменение существительных по числам в именительном падеже.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает образец: «Я скажу: стол один, а если их несколько– столы» (используются предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов). Экспериментатор задает вопрос: «На этой картинке один шар, а на этой их несколько. Как сказать, когда их несколько?»
Материал: |
Шар – шары Стол – столы Гриб – грибы Тигр - тигры |
Карандаш – карандаши Дом – дома Дерево - деревья Лист - листья |
2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.
Процедура и инструкция: «Посмотри на картинку. Это шар. Я убираю картинку. Нет чего?» (шара) «Много чего?» (шаров) (Картинки с изображением предмета и без него, несколько предметов на картинке).
Материал: |
Кукла – куклы-кукол Медведь – медведя- медведей Машина – машины - машин Заяц – зайца - зайцев Стул- стула- стульев |
Мяч – мяча - мячей Ручка – ручки - ручек Книга – книги - книг |
Полезная информация:
Основные виды художественной росписи ткани. Характерные особенности росписи
ткани в технике холодного батика
Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканях производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них – холодный и горячий батик – основаны на применении резервирующих составов. В холодном батике резервирующий сост ...
Видеопроекторы
Видеопроектор - это электронно-оптическое устройство, предназначенное для проецирования на удаленный экран информации, поступающей в форме видеосигнала. В качестве источника данных может использоваться видеомагнитофон или видеокамера. Видеопроекторы, дополнительно оснащённые компьютерными входами ( ...
Взаимосвязь режиссерских и сюжетно-ролевых игр
В психологической и педагогической литературе прошлых лет есть упоминания о режиссерских играх. Однако они не рассматривались в качестве самостоятельного вида игр, как это делается в настоящее время в работах Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой, С.Л. Новоселовой и др. В современной характеристике режис ...