Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга (И. А. Кулак, 1968). Первому типу соответствует работа, во время которой обеспечивается нужная скорость переработки информации при невысокой утомляемости мозга. Это чтение художественной литературы, просматривание знакомого текста, воспроизведение хорошо закрепленного в памяти материала. Такая работа может выполняться без значительного утомления в течение нескольких часов подряд. Это объясняется тем, что процесс восстановления почти равен расходу энергии корковых клеток больших полушарий.
Ко второму типу относится деятельность головного мозга, которая может продолжаться 1—2 часа при снижении работоспособности корковых клеток на 30%, что считается средним утомлением мозга. Это так называемое оперативное мышление (труд операторов разного рода и диспетчеров), а также повторение забытого текста.
При третьем типе деятельности головного мозга, отличающемся большой интенсивностью (заучивание нового материала, иностранных слов, создание новых представлений на базе старых и т.д.), работа без снижения продуктивности может продолжаться без отдыха не более 40—50 мин. При этом умственная работоспособность снижается на 50%.
Поэтому весьма важными являются своевременные перерывы с целью восстановления работоспособности. Необходимо отметить, что следы мыслительных процессов в мозгу затухают медленно. Поэтому 5—10-минутные перерывы, отводимые на отдых через 1—2 часа работы в зависимости от вида умственного труда, не нарушают эффективности последующей работы, но помогают "зарядить" энергией корковые клетки. Небольшая прогулка, комплекс физических упражнений, дыхательные упражнения активизируют состояние головного мозга, тонизируют вегетативную нервную систему, способствуя тем самым повышению умственной работоспособности.
Исследования показывают, что умственная работоспособность на протяжении дня значительно изменяется: вначале наступает период врабатывания, затем период повышенной работоспособности с последующим ее снижением. После обеденного перерыва эти фазы повторяются. Наименьшее усвоение материала отмечается в 21—22 часа. Поэтому утром и перед сном продуктивность умственной работы обычно невысока.
Известный отечественный физиолог М. И. Виноградов на основе изучения деятельности нервной системы, изложил следующие условия, необходимые для успешного умственного труда:
1. Втягиваться в работу постепенно как после ночного сна, так и после отпуска.
2. Подбирать свой, индивидуальный ритм работы. Оптимальный ритм — средний: утомляет не только аритмичность, но и чрезмерная скорость умственного труда.
3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность человека значительно выше, когда он придерживается заранее спланированного распорядка дня, привычной последовательности в смене видов умственного труда.
4. Установить правильное чередование труда и отдыха.
5. Успех в умственном труде выше в том случае, если общество положительно относится к нему.
Умственная работоспособность в значительной мере зависит и от ряда внешних факторов. Так, оптимальными при умственной работе являются температура воздуха 18—22° и относительная влажность 50—70% .
Одежда должна быть простой, не стеснять движений. Особенно важно, чтобы воротник рубашки не пережимал сосуды шеи. Необходимо также следить за правильной осанкой. Сидеть следует с выпрямленным туловищем и со слегка поднятой головой. При сутулой спине и наклоне головы в сторону сдавливаются легкие и сердце, пережимаются сонные артерии, искривляется позвоночник.
На столе каждому работнику умственного труда желательно иметь подставку с наклоном (пюпитр) для книги. При расположении читаемого текста под углом, близким 90°, меньше утомляются мышцы глазного яблока, легче держать спину прямой. Освещение стола должно равномерно распределяться по рабочей поверхности. Желательно, чтобы источник света находился слева. Достаточная освещенность рабочего места равняется 75—100 люксам.
Полезная информация:
Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного
возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...
Сущность модульного обучения
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебно ...
Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном
детском доме для детей с ограниченными возможностями развития
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способс ...