"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование и воспитание » "Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Страница 1

Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствующая мораль и идеология в числе основных факторов оказывают мощное воздействие на функционирование и развитие системы формирования личности. В любом государстве и обществе существует определённый эталон нужного ему человека. Идеологическая направленность всей работы школы диктовала свои определенные требования к деятельности учителя, как на уроках, так и во внеурочное время.

Практически все учителя были классными руководителями, осуществляли как учебную, так и внеклассную работу. Из воспоминаний Суворова Андрея Андреевича, учителя истории Ореховской средней школы Костромской области: «Большая роль принадлежала классному руководителю. Он подводил итоги учебы класса, отчитывался перед администрацией. В плане урока была воспитательная минутка, где прослеживалась связь с районом, областью. Под его руководством, а так же учкома и комитета комсомола, в школе выходили стенгазеты. Отстающих учеников рисовали в виде черепахи и выдавали им знамя из рогожи».

У заинтересованных и подготовленных к работе учителей были достаточно интересные методы внеурочной работы по своим предметам. Преподаватели географии практиковали «путешествия по карте», например, из Кирова до Сталинграда, с заданием рассказать - какая встречалась погода на пути, какой климат и т.п. Осуществлялось практическое ознакомление учащихся с глазомерной съемкой местности: применялось умение пользоваться топографическим планом, ориентацией на местности по компасу, солнцу и полярной звезде. Проводились экскурсии на природу, учащиеся посещали метеорологическую станцию, где знакомились с приборами для изучения природы. Это позволяло увидеть применение знаний на практике.Учителя организовывали классические экскурсии с целью изучения истории областных и районных центров. Только Ярославль в течение 1949 г. посетило 113 групп школьников из различных районов области.

Во внеурочное время учителя вместе с учениками изготовляли наглядные пособия (например, формы рельефа земной поверхности), организовывали просмотры кинофильмов на исторические темы. Преподаватели составляли головоломки, шарады, географические задачи, которые ученики решали на проводившихся олимпиадах. Были организованы совместные выпуски художественно оформленных научных викторин. Часто проходили практикумы по пению, рисованию, физкультуре. Учащиеся делали доклады и контрольные работы по темам: «Природные богатства Украины», «Города Поволжья», «Черты сходства и различия в экономике Севера и Юга США», «Поездки на пароходе от Ярославля до Астрахани», которые зачитывались и обсуждались на школьных и межшкольных конференциях.

В некоторых районах возникали свои традиции в работе, например, в школах Нейского и Парфеньевского районов Костромской области ежегодно проводили «Неделю сада».

Ярославские учителя также использовали разнообразные формы и виды внеурочной деятельности: составление хронологических карточек, словарных плакатов, активно развивалась краеведческая работа, индивидуальная работа с отстающими и одаренными учениками.4 Там, где учителя подходили к своей работе творчески, внеклассная деятельность преподавателей носила гораздо более совершенный характер. Учителя школы №11 г. Щербакова организовывали сильных учеников на помощь отстающим, которые среди пионеров осуществляли контроль выполнения домашних заданий. Преподаватели совместно с учениками выпускали школьную газету «Рупор школы», в которой освещали политическую жизнь страны и международное положение в мире, знакомили с успеваемостью в классах и внеклассной работой, проводимой в школе, развивали критику, отмечали знаменательные даты, связанные с выдающимися событиями, с великими именами политических деятелей, ученых и т.п.

В большинстве школ существовали свои газеты, это была настенная печать. Для некоторых учеников это был важный источник информации, т.к. в большинстве семей не было ни радио, ни газет. В Костроме и Ярославле постоянно проходили смотры лучших школьных стенных газет городов и районов соседних областей. В Ярославле в 1950 г. провели не просто смотр, а пригласили работников газеты «Северный рабочий», которые для членов школьных редколлегий прочитали курс лекций: «Как должна работать школьная редколлегия?», «Что должна отражать газета школы?», «Какие положительные и отрицательные стороны имеют представленные на выставку газеты школ?»2 и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru