Другая сфера внешкольной деятельности учителей - ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. Эта проблема, вопреки утверждениям, прежде всего агитационно-пропагандистского характера, не была решена к концу 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны, в силу объективных причин, решением проблемы на государственном уровне комплексно не занимались. После окончания войны задача завершения ликвидации неграмотности стала очень актуальной. Костромские и ярославские учителя, особенно в сельской местности, организовывали при сельсоветах «кружки помощи» для неграмотных и малограмотных колхозников.4 Учителя занимались со взрослыми индивидуально, по вечерам посещая дома тех, с кем установлено было заниматься по определенному графику. Особое внимание уделялось подготовке допризывников.5
Часто школа была самым образцовым и культурным учреждением в районе. Интересный опыт культурно-воспитательной работы школ освещался в печати, обсуждался на совещаниях разного уровня. В 1947 г. опыт работы учителей школы в селе Сереново Ярославской области обсуждался на совещании учителей сельских школ, проводимом Министерством просвещения РСФСР 11-12 июля. Директор школы тов. Лисенкова рассказала о работе с родителями-колхозниками. Она отметила, что учителя поставили задачу повысить знания колхозников, «направить родителей на правильное воспитание детей», помочь колхозникам поднять сельское хозяйство. Каждое воскресенье в школу сходились колхозники-активисты, матери детей для того, чтобы послушать лекции на медицинские, агрономические, педагогические и политические темы. После лекций показывали кино или концерт - либо силами школы, либо силами коллективов художественной самодеятельности, приглашенных из Ярославля. Проводились занятия по русскому языку и арифметике для председателей колхозов, бригадиров, кладовщиков и других колхозников, не имеющих достаточной общей грамотности. В течение двух лет учителя занимались с несколькими группами по общеобразовательным предметам. Большая работа проводилась по доведению до родителей «Правил для учащихся». Совместными усилиями с колхозом и райкомом партии была получена возможность электрифицировать село, что способствовало активизации работы клуба, чаще стали показывать научные и художественные фильмы.
Более подробно знакомство с этой школой и ее деятельностью, учительская общественность того времени получила из статьи в журнале «Семья и школа» №11 за 1947 г. Корреспондент Кононенко очень ярко и образно описывает увиденное: «Эта школа стала подлинным центром культуры. По инициативе народных учителей и при их участии решены в колхозе такие великие задачи, как электрификация, радиофикация, кинофикация!» Автор статьи отмечает исключительную воспитанность, вежливость, учтивость учеников. Обращается внимание на то, что «в дореволюционной деревне дети не говорили «пожалуйста», не использовали носовых платков, не были знакомы с зубной щеткой, не мылись утром до пояса, не занимались гимнастикой», а здесь все это есть. Приятно удивил корреспондентку внешний вид учащихся: красивые стрижки и косы, одежда городского покроя.
В Костромской области преподаватели обязаны были ходить на сессии сельского совета, правление колхоза, собрания колхозников. Они выступали главными источниками информации там, где не было радио, принимали активное участие в художественной самодеятельности. Учителя Самыловской семилетней школы Мантуровского района вели активную агитационную работу. Они информировали население о ходе восстановительных работ, распространяли облигации государственного займа. Каждый учитель был закреплён за населенным пунктом, бригадой, фермой. «В колхозе имени Кирова Шарьинского района,- сообщается в «Северной правде» учитель В.И.Панов читает политические доклады, организует читки газет, ведет семинары с колхозниками».3
Здесь нужно подчеркнуть роль учителя на селе. Как уже говорилось, часто это был один из главных источников информации. От его настроения, позиции зависело отношение людей к определенным вопросам. Учителей уважали, на них равнялись, с них брали пример. Учителя отличались от остальных своей внешностью, прической, аккуратной одеждой. По воспоминаниям ученика послевоенного времени Лебедева Анатолия Александровича, родившегося 24 января 1935г., уроженца деревни Плетюково Антроповского района: «Одевались учителя хорошо. Обычно в деревне они выделялись из общей массы молодежи своей модой одежды и манерами поведения»
Полезная информация:
Цель, задачи, принципы и условия воспитания любви к Родине старших
дошкольников
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается р ...
Цели, задачи и организация работы логопеда с детьми, воспитывающимися в
Доме ребенка
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупреди ...
Понятие связной речи и значение для развития ребенка
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно с различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, ...