А вот взгляд ученицы: «Одежда была из ситца, но старались выглядеть нарядными, одевались по моде. Все были подтянутыми, аккуратными. Подавали пример своим поведением».
Нарядным и аккуратным было достаточно сложно, но общее впечатление складывалось не только по внешнему виду, но и по отношению к своему делу, мировосприятию.
Значительной была роль учителя в работе комсомольской и пионерской организаций. На первом месте здесь были классные руководители и учителя-комсомольцы, члены ВКП(б). В Постановлении августовского совещания 1950 г. «О работе комсомольской и пионерской организаций в школе» записано: «Учительское совещание отмечает, что работе школьных комсомольских и пионерских организаций недостаточно уделяется внимания со стороны РК ВЖСМ, директоров и завучей школ». Совещание постановило: всю работу школ, учительских комсомольских организаций, работу школьных комсомольских и пионерских организаций направить на решение следующих задач:
- повышение успеваемости учащихся;
- повышение идейно-политического воспитания;
- проведение в жизнь правил для учащихся;
- организация общественно-полезной работы учащихся;
- организация школьной стенной печати.
Костромские и ярославские учителя организовывали и принимали участие в различных пионерских и комсомольских слетах, приуроченных к значимым событиям и датам. Важной частью внеклассной общественно-политической деятельности учителей было торжественное принятие учеников в пионеры и комсомольцы.
С начала 50-х гг. пионерские и комсомольские организации Костромской и Ярославской областей под руководством учителей принимали активное участие в оказании тимуровской помощи инвалидам Великой Отечественной войны, старикам, которые остались без попечения, больным и т.п.
Работа учителя рассматривалась комплексно. Хороший учитель - предметник, как правило, был и хорошим классным руководителем, общественником, пропагандистам. Таких учителей поощряли благодарностями, грамотами, государственными наградами, часто о них писали в газетах. «Учитель истории в Кадыйской средней школе Анна Ивановна Левина. Уроки проходят интересно, работает исторический кружок. На экзаменах по истории из 18 учеников большинство получило «4» и «5». Она не только учит, но и сама все время учится. Является одной из активнейших общественниц и агитатором. Часто беседует с людьми о событиях в стране и за рубежом», - это выдержка из областной газеты «Северная правда».
Каждый год лучшие учителя представлялись к наградам. В 1950г. в Костромской обком ВКП(б) из областного отдела народного образования были направлены данные на учителей, представленных к награде «Заслуженный учитель школы РСФСР». Это были 18 учителей из Вохомского, Островского, Костромского, Нерехтского, Парфеньевского, Поназыревского и Нейского районов.
Таким образом, внешкольная, общественно-полезная и внеурочная деятельность костромских и ярославских педагогов была достаточно разнообразной. Учителя изыскивали новые методические приемы, активно участвовали в работе кружков и клубов. Практически все преподаватели, будучи классными руководителями, много времени отдавали индивидуальной работе с учениками и родителями, несли в массы культуру, воспитание и образование. Многие учителя выступали в качестве пропагандистов, организаторов праздников, различных политических мероприятий, участвовали в помощи колхозам и т.д. Конечно, нельзя все идеализировать и абсолютизировать. Встречались и нерадивые учителя, сами плохо образованные, не желающие выйти за рамки учебного плана. Многие элементы внеклассной и внешкольной деятельности, как и весь учебно-воспитательный процесс, были идеологизированы, что было характерным явлением той эпохи. Но, все-таки, анализ источников показывает, что этот вид деятельности костромской и ярославской учительской интеллигенции был очень плодотворным, общественно полезным и способствовал стабилизации послевоенного общества.
Профессиональная и общественная деятельность учительской интеллигенции была направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. В контексте рассматриваемого периода, эта деятельность шла в жестких идейно-политических рамках. Общественные организации способствовали включению всех детей в определенное идеологическое русло. Принцип «подчинения меньшинства большинству» не способствовал формированию собственного мнения и принятию самостоятельных решений на всех уровнях. Но нельзя не отметить, что именно в этих организациях проходила социализация учащихся, они получали опыт конкретной деятельности, направленной на благо микросоциума (своей деревни, села, города) и страны в целом. Роль учительства в этом направлении была очень велика. Часто именно от него зависело, насколько реально значима будет деятельность детей, или это будет просто фарс.
Полезная информация:
Влияние психофизической тренировки на показатели физической
подготовленности школьников с лёгкой умственной отсталостью
Результаты исследований динамики показателей физической подготовленности и функционального состояния детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью представлены в приложениях 5 - 8. При анализе исследований силы правой и левой кисти Э. гр. до и после эксперимента нами были получены следующие резу ...
Принцип доступности
Процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Однако доступность не значит «легкость», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Доступность обучения прежде всего определяется возрастны ...
Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда наруш ...