Адаптация учащихся к командно-игровым формам занятий

Опыт проведения игровых занятий в вузах, техникумах и школах показывает, что начало игры и сам процесс включения в нее доставляют новичкам психологический дискомфорт. Особенно трудно адаптируются к новым видам занятий учащиеся с так называемыми чистыми типами личности - субъективные интерналисты и объективные экстерналисты, хотя от некоторых неприятностей (желание выйти из игры или перейти в другую игровую подгруппу) не застрахован никто.

Вопрос об адаптации к игровой форме занятий подробно не изучен. Однако отмечено, что уже на втором игровом занятии с учащихся полностью снимается влияние эффекта новизны. Формируются психологически совместимые подгруппы, заметно вырастает эффективность учебной деятельности. Становится совершенно очевидным, что, предпринимая такую серьезную и ответственную акцию, как проведение игрового занятия, есть смысл предварительно подготовить учащихся психологически и организационно к игровой учебной деятельности. Иными словами, игровое занятие, предназначенное в основном для решения текущих учебных задач, должно одновременно стать своеобразным тренингом для учебной группы. Таким образом, трудности адаптации снимаются. Такое занятие достаточно провести хотя бы один раз, и это существенно облегчит студентам адаптацию к игровой деятельности.

Игровое занятие относится к фрагменту деловой игры. Его общность с деловой игрой заключается в наличии общих элементов назначения, алгоритмов и правил, ряда общих признаков. К их числу можно отнести;

установление отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся, а также между учащимися в рамках игровой подгруппы;

нацеленность на глубокое усвоение и запоминание учебного материала, его творческое восприятие и применение;

перенос центра тяжести воспитательного воздействия на учащегося с преподавателя на коллектив;

ослабление рецептивной и усиление самостоятельной работы учащихся;

выход на гуманитарный уровень восприятия учебного материала;

актуализацию познавательной, интеллектуальной и творческой потребности учащихся и активизацию соответствующей деятельности, развитие инициативы и предприимчивости;

активизацию взаимообучения учащихся;

формирование коммуникативных навыков;

объективацию оценки деятельности учащихся;

удовлетворение учащихся процессом учения (игра доставляет им удовольствие и радость);

наличие системы стимулирования и т.д.

Игровое занятие и деловая игра обладают также общими недостатками:

в условиях игры учащийся не может уделить работе над отдельным вопросом столько времени, сколько он хотел бы или сколько ему необходимо, учитывая его интеллектуальные возможности;

учащийся вынужден подчиняться ритму игры;

в условиях игры учащийся возбужден, он часто выходит на пик активности и, зачастую, бывает лишен возможности спокойно и монотонно размышлять.

Полезная информация:

Содержание воспитания
Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории « ...

Информация. Особенности восприятия информации
Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных с ...

Задачи дифференцированного обучения
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и у ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru