Опыт проведения игровых занятий в вузах, техникумах и школах показывает, что начало игры и сам процесс включения в нее доставляют новичкам психологический дискомфорт. Особенно трудно адаптируются к новым видам занятий учащиеся с так называемыми чистыми типами личности - субъективные интерналисты и объективные экстерналисты, хотя от некоторых неприятностей (желание выйти из игры или перейти в другую игровую подгруппу) не застрахован никто.
Вопрос об адаптации к игровой форме занятий подробно не изучен. Однако отмечено, что уже на втором игровом занятии с учащихся полностью снимается влияние эффекта новизны. Формируются психологически совместимые подгруппы, заметно вырастает эффективность учебной деятельности. Становится совершенно очевидным, что, предпринимая такую серьезную и ответственную акцию, как проведение игрового занятия, есть смысл предварительно подготовить учащихся психологически и организационно к игровой учебной деятельности. Иными словами, игровое занятие, предназначенное в основном для решения текущих учебных задач, должно одновременно стать своеобразным тренингом для учебной группы. Таким образом, трудности адаптации снимаются. Такое занятие достаточно провести хотя бы один раз, и это существенно облегчит студентам адаптацию к игровой деятельности.
Игровое занятие относится к фрагменту деловой игры. Его общность с деловой игрой заключается в наличии общих элементов назначения, алгоритмов и правил, ряда общих признаков. К их числу можно отнести;
установление отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся, а также между учащимися в рамках игровой подгруппы;
нацеленность на глубокое усвоение и запоминание учебного материала, его творческое восприятие и применение;
перенос центра тяжести воспитательного воздействия на учащегося с преподавателя на коллектив;
ослабление рецептивной и усиление самостоятельной работы учащихся;
выход на гуманитарный уровень восприятия учебного материала;
актуализацию познавательной, интеллектуальной и творческой потребности учащихся и активизацию соответствующей деятельности, развитие инициативы и предприимчивости;
активизацию взаимообучения учащихся;
формирование коммуникативных навыков;
объективацию оценки деятельности учащихся;
удовлетворение учащихся процессом учения (игра доставляет им удовольствие и радость);
наличие системы стимулирования и т.д.
Игровое занятие и деловая игра обладают также общими недостатками:
в условиях игры учащийся не может уделить работе над отдельным вопросом столько времени, сколько он хотел бы или сколько ему необходимо, учитывая его интеллектуальные возможности;
учащийся вынужден подчиняться ритму игры;
в условиях игры учащийся возбужден, он часто выходит на пик активности и, зачастую, бывает лишен возможности спокойно и монотонно размышлять.
Полезная информация:
Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными
технологиями развития социальной активности
В ходе опытно-экспериментальной работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» - развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитат ...
Теоретические и эмпирические методы исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы ...
Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки
Обследование характеристик выразительности речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыс ...