Важным приемом в руководстве двигательной активности являлось внесение в самостоятельную игру детей сюжетов, требующих активных локомоций, что способствовало увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносило цель, определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Сюжетной направленности игр, как показали наблюдения, способствовало использование различных физкультурных пособий, которые наталкивали детей на целенаправленные действия (подъем «по трапу на пароход» – ходьба по наклонной доске; «спасение утопающих матросами» – дети спрыгивают с гимнастической скамейки прямо в обручи и т.д.). Косвенное влияние на ход самостоятельной игры оказывали разные физкультурные пособия, которые заставляли детей выполнять разнообразные движения (например, я предлагала: «Ира, поезжай в магазин за продуктами на велосипеде, так будет быстрее»).
К общей группе приемов относилось объединение детей разной подвижности в совместные игры.
Например, Паша М. (6 лет 2 мес.), как указывалось, чрезмерно подвижный мальчик, всегда увлечен бегом настолько, что не замечает никаких препятствий на своем пути, наталкивается на различные постройки, часто ломает их, отталкивает детей.
Лена Л. (5 лет 6 мес.) – малоподвижная девочка, предпочитает игры с песком, с мелкими предметами, длительное время сидеть или стоять, наблюдая за играми своих сверстников.
Мы выяснили, что у обоих детей не получается одно и то же движение – прокатывание обруча по узкому коридору, бросание мяча в корзину. Мы стали нацеливать детей на эти виды упражнений, объединив этих детей и подключив к ним еще одну девочку Лера Д., которая являлась образцом при выполнении данных упражнений. Паша и Лена долго упражнялись вместе, у них возникла потребность к общению, совместному использованию и других упражнений: Паша обучал кататься на велосипеде Лену, а она учила его прыгать через скакалку. В конце эксперимента были отмечены яркие качественные изменения в двигательной активности этих детей. Двигательное поведение Паши стало более спокойным, целенаправленным, появилось стремление к точному выполнению упражнений. Лена, стала значительно подвижней, полюбила игры с мячом и другие спортивные упражнения.
Таблица 1. Календарный план работы с детьми с разными уровнями двигательной активности
Дата проведения |
Время проведения |
Содержание работы |
Цель |
28.02.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «Море волнуется…» П/игра «Бабочки и стрекозы» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие быстроты движения, концентрации внимания. |
01.03.11 г. |
2 половина дня |
П/игра «Бабачки и стрекозы» Упр-е с правилами «Костер» |
Развитие быстроты, концентрация внимания. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. |
02.03.11 г. |
1 половина дня |
Игра упр-е «Веселая зарядка» Упр-е с правилами «Костер» |
Развитие внимания и двигательного контроля. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. |
03.03.11 г. |
2 половина дня |
Игра упр-е «Веселая зарядка» Упр-е «Поймай обруч» |
Развитие внимания и двигательного контроля. Развитие быстроты движений |
04.03.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «Конь-огонь» Упр-е «Поймай обруч» |
Развитие быстроты реакции. Развитие быстроты движений |
07.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Колпак мой треугольный» П/игра «Конь-огонь» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие быстроты реакции. |
10.03.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Дракон» Упр-е «Колпак мой треугольный» |
Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
11.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Цап!» пальчиковая угротерапия Упр-е «Дракон» |
Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
14.03.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «У кого больше» Упр-е «Цап!» пальчиковая угротерапия |
Развитие внимания и быстроты движений. Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. |
15.03.11 г. |
2 половина дня |
Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Игра «Пуговицы» |
Развитие усидчивости, произвольного внимания. |
16.03.11 г. |
1 половина дня |
П/игры с элементами соревнования «Добеги и прыгни», «Кто быстрее к шнуру», «Кто быстрее намотает шнур» |
Развитие быстроты движений. |
17.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Руки-ноги» Упр-е «Черепаха» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля. |
18.03.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Пчелка» Упр-е «Черепаха» |
Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля. |
21.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Пчелка» П/игра «Кто быстрее» |
Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие быстроты реакции. |
22.03.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «Кто быстрее» Релакс. упр. «Огонь и лед» |
Развитие быстроты реакции. Развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. |
23.03.11 г. |
2 половина дня |
Релакс. упр. «Пляж» Упр-е с правилами «Шалуны» |
Развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности. Развитие произвольной регуляции. |
24.03.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е с правилами «Шалуны» Упр-е «Компас» |
Развитие произвольной регуляции. Элиминация импульсивности, развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
25.03.11 г. |
2 половина дня |
Индивидуальная работа с Леной Л., Сашей Т. и Настей Б. Игры-упражнения «Кто дальше бросит», «Поймай обруч» |
Развитие быстроты движений и четкости их выполнения. |
28.03.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Золотая рыбка» Упр-е «Чайничек с крышечкой» |
Развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
29.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Золотая рыбка» Упр-е «Головомяч» |
Развитие навыков взаимодействия и двигательного контроля. Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. |
30.03.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Парад» Упр-е «Головомяч» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. |
31.03.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Парад» Упр-е «Сиамские близнецы» |
Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
01.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Сиамские близнецы» Упр-е «Сороконожка» |
Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. |
04.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Черепаха» Упр-е «Руки-ноги» |
Развитие двигательного контроля. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
05.04.11 г. |
1 половина дня |
Игры эстафеты Комплекс упражнений №1 |
Развитие быстроты и ловкости. |
06.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Игровая гимнастика» Игра «Запретное движение» |
Развитие внутреннего торможения. |
07.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Распускающийся бутон» Упр-е «Аист» |
Развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. |
08.04.11 г. |
2 половина дня |
Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Упр-е «Разговор с руками» |
Научить детей контролировать свои действия. |
11.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Слушай хлопки» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» |
Тренировка внимания и контроль двигательной активности. Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. |
12.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Сломанная кукла» Упр-е «Кораблик» |
Развитие мышечной саморегуляции. Развитие умения регулировать мышечный тонус. |
13.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е с правилами «Шалуны» Упр-е «Дракон» |
Развитие произвольной регуляции. Развитие двигательного коньроля и навыков взаимодействия со сверстниками. |
14.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Буратино» П/игра «Удочка» П/игра «Задержи мяч» |
Преодаление расторможенности. Развитие выносливости и координации движений. Развитие быстроты и ловкости. |
15.04.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «Задержи мяч» П/игра «Кто скорее с мячом» П/игра «Проведи мяч» |
Развитие быстроты и ловкости. |
18.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Скалолазы» Упр-е «Морские волны» |
Концентрация внимания, контроль импульсивных движений Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. |
19.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Морские волны» П/игра «Найди свой кубик» Игра «Ниточка с иголочкой» |
Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. Развитие внимания Развитие двигательного коньроля, ловкости и навыков взаимодействия со сверстниками. |
20.04.11 г. |
2 половина дня |
Индивидуальная работа с Леной Л., Сашей Т. и Настей Б. Игры-упражнения «Не урони кольцо», «У кого больше», «Догони обруч» |
Развитие быстроты движений, ловкости и четкости их выполнения. |
21.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Быстро по местам» И/игра «Круговорот» |
Тренировка внимания и контроль двигательной активности. Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. |
22.04.11 г. |
2 половина дня |
Игры эстафеты Комплекс упражнений №2 |
Развитие быстроты, ловкости и командных способностей. |
25.04.11 г. |
1 половина дня |
П/игра «Ловим комаров» П/игра «Море волнуется…» |
Снятие мышечного напряжения с кисти рук, дать детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. |
26.04.11 г. |
2 половина дня |
Упр-е «Считалочки-бормоталочки» Игра со сменой темпа движений «Цветочный волчок» |
Развитие концентрации внимания. Развитие внимания и быстроты реакции. |
27.04.11 г. |
1 половина дня |
П/игры с элементами соревнования «Добеги и прыгни», «Кто скорее дойдет до середины», «Береги мешочек» |
Развитие быстроты движений. |
28.04.11 г. |
2 половина дня |
Индивидуальная работа с Вовой Ш. и Пашей М. Упр-е «Говори!» Игра «Ералаш» |
Развитие умения контролировать импульсивные действия. Развитие устойчивости, концентрации и объема внимания, успокоение возбудимости. |
29.04.11 г. |
1 половина дня |
Упр-е «Пчелка» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» |
Развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности. Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. |
Полезная информация:
Гигиена спортивной одежды и обуви
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий физическими упражнениями, должны обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности организма в различных метеорологических условиях и соответствовать правилам гигиены. Гигиенические требования к спортивной одежде. Она должна поддерживать опт ...
Технологическая схема создания учебных фильмов
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся возможно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива ц ...
Понятийный аппарат информационных технологий обучения
Совершенствование технологий обучение занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что тех ...