Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств.
Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и другие, Ю.Н. Макарычев и другие и А.Г. Мордкович, можно сказать о том, что почти у всех задания с параметрами встречаются в малых количествах. Также ни один из авторов этих учебников не рассматривает отдельно, «что такое параметр», и как решать различные уравнения и неравенства с параметрами. Решение таких заданий являются наисложнейшими. Нет таких заданий и в дидактических материалах, и в контрольных, проверочных, и в самостоятельных работах.
У таких авторов, как Ю.Н. Макарычев и другие, Ш.А Алимов и другие, С.М. Никольский и другие рассматривается целая система решения таких заданий по классам с 7 по 9. Но у А.Г. Мордковича встречается большее количество заданий с параметрами, что позволяет у учащихся отработать умение и навык решения таких заданий, и даже использует решение систем линейных неравенств. Также в учебниках для 7-9 классов можно встретить у Ю.Н. Макарычева и А.Г. Мордковича решение систем квадратных параметрических уравнений, чего не прослеживается в учебниках других авторов. Задания у всех авторов учебников очень разнообразны и направлены на исследование уравнений, на определение количества решений, на нахождение корней и другие.
Учащиеся сталкиваются с такими заданиями впервые в 7 классе в основном при решении линейных уравнений, далее в 8 классах при решении квадратных параметрических уравнений, позже в 9 классе, встречаются с решением квадратных параметрических неравенств.
Таблица 1 Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш.А.Шалимова и др. |
Учебники по алгебре А.Г.Мордковича и др. | |||||||
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. | ||
1 |
Общее количество заданий по алгебре в учебниках 7,8,9 классах |
1289 |
1122 |
1192 |
763 |
917 |
881 |
1145 |
1393 |
676 |
2 |
Количество заданий с параметрами |
13 ≈ 1% |
23 ≈ 2% |
22 ≈ 2% |
11 ≈ 1% |
45 ≈ 5% |
12 ≈ 1% |
13 ≈ 1% |
63 ≈ 5% |
11 ≈ 2% |
Таблица 2. Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств в соответствии с темой
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш А. Алимова и др. |
Задачники по алгебре А.Г Мордковича и др | ||||||||
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл | |||
1 |
Линейные параметрические уравнения |
10 76,9% |
3 13% |
2 9% |
9 81,8% |
1 2% |
1 83% |
12 75% |
- |
- | |
2 |
Системы линейных параметрических уравнений |
3 23% |
- |
3 13,6% |
2 18,1% |
- |
- |
2 12,5% |
- |
- | |
3 |
Линейные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
4 |
Квадратные параметрические уравнения |
- |
20 86,9% |
15 68,1% |
- |
39 86,6% |
9 75% |
2 12,5% |
61 96,8% |
1 9,09% | |
5 |
Квадратные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
5 11,1% |
2 16,6% |
- |
2 3,17% |
5 45,4% | |
6 |
Системы квадратных параметрических уравнений |
- |
- |
2 9% |
- |
- |
- |
- |
- |
3 27,2% | |
7 |
Системы параметрических неравенств |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 18,1% | |
Полезная информация:
Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с
задержкой психического развития
Экспериментальное исследование проблемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающий в анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческого воображения у воспитанников. Целью развивающего экспер ...
Документирование процесса лицензирования вуза
Лицензионные требования подразделяются на два вида: требования, которые разрешают вузам начать работу, и лицензионные требования к образовательным программам вуза. Согласно Положению, лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управл ...
Что ставит под угрозу валидность результатов наблюдения
Требуя научных методов наблюдения, мы пытаемся уменьшить ту опасность, которой постоянно подвергаются наивное наблюдение и восприятие. Некоторые тенденции, ведущие к фальсификации результатов наблюдения, должны быть здесь названы. Восприятие никогда не является процессом, в ходе которого мы нейтрал ...