Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств.
Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и другие, Ю.Н. Макарычев и другие и А.Г. Мордкович, можно сказать о том, что почти у всех задания с параметрами встречаются в малых количествах. Также ни один из авторов этих учебников не рассматривает отдельно, «что такое параметр», и как решать различные уравнения и неравенства с параметрами. Решение таких заданий являются наисложнейшими. Нет таких заданий и в дидактических материалах, и в контрольных, проверочных, и в самостоятельных работах.
У таких авторов, как Ю.Н. Макарычев и другие, Ш.А Алимов и другие, С.М. Никольский и другие рассматривается целая система решения таких заданий по классам с 7 по 9. Но у А.Г. Мордковича встречается большее количество заданий с параметрами, что позволяет у учащихся отработать умение и навык решения таких заданий, и даже использует решение систем линейных неравенств. Также в учебниках для 7-9 классов можно встретить у Ю.Н. Макарычева и А.Г. Мордковича решение систем квадратных параметрических уравнений, чего не прослеживается в учебниках других авторов. Задания у всех авторов учебников очень разнообразны и направлены на исследование уравнений, на определение количества решений, на нахождение корней и другие.
Учащиеся сталкиваются с такими заданиями впервые в 7 классе в основном при решении линейных уравнений, далее в 8 классах при решении квадратных параметрических уравнений, позже в 9 классе, встречаются с решением квадратных параметрических неравенств.
Таблица 1 Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш.А.Шалимова и др. |
Учебники по алгебре А.Г.Мордковича и др. | |||||||
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. |
7кл. |
8кл. |
9кл. | ||
1 |
Общее количество заданий по алгебре в учебниках 7,8,9 классах |
1289 |
1122 |
1192 |
763 |
917 |
881 |
1145 |
1393 |
676 |
2 |
Количество заданий с параметрами |
13 ≈ 1% |
23 ≈ 2% |
22 ≈ 2% |
11 ≈ 1% |
45 ≈ 5% |
12 ≈ 1% |
13 ≈ 1% |
63 ≈ 5% |
11 ≈ 2% |
Таблица 2. Количество заданий на решение параметрических уравнений и неравенств в соответствии с темой
№ |
Учебники по алгебре Ю.Н. Макарычева и др. |
Учебники по алгебре Ш А. Алимова и др. |
Задачники по алгебре А.Г Мордковича и др | ||||||||
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл |
7кл |
8кл |
9кл | |||
1 |
Линейные параметрические уравнения |
10 76,9% |
3 13% |
2 9% |
9 81,8% |
1 2% |
1 83% |
12 75% |
- |
- | |
2 |
Системы линейных параметрических уравнений |
3 23% |
- |
3 13,6% |
2 18,1% |
- |
- |
2 12,5% |
- |
- | |
3 |
Линейные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
4 |
Квадратные параметрические уравнения |
- |
20 86,9% |
15 68,1% |
- |
39 86,6% |
9 75% |
2 12,5% |
61 96,8% |
1 9,09% | |
5 |
Квадратные параметрические неравенства |
- |
- |
- |
- |
5 11,1% |
2 16,6% |
- |
2 3,17% |
5 45,4% | |
6 |
Системы квадратных параметрических уравнений |
- |
- |
2 9% |
- |
- |
- |
- |
- |
3 27,2% | |
7 |
Системы параметрических неравенств |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 18,1% | |
Полезная информация:
Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в н ...
Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: "времена года" - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминир ...
Память человека как один из познавательных процессов
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Каждый день мы узнаём много нового, с каждым днём обогащаются наши знания. Все, что узнаёт человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга. Память является важней ...