А. «Разноцветные поправки»
Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются. На основании полученных данных можно сделать выводы о наличии потребности в СК.
В I классе детям предоставлялись три попытки внесения разноцветных поправок, во II классе – две, в III и IV классах ученик мог вносить исправления один раз. Опыт показал, что качество и количество внесенных поправок позволяют приблизительно определить уровень развития СК.
Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, мы использовали комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего СК.
Так, в I классе дети учатся:
– сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
– воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
– выполнять действия по развернутой инструкции;
– осуществлять самопроверку по плану, включающему 1–2 пункта;
– использовать для СК схемы модели, составленные учителем.
Во II классе ученикам предлагается:
– сравнивать промежуточный результат с эталоном;
– перечислять последовательность действий и операций контроля;
– корректировать памятки;
– выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
– осуществлять самопроверку по плану, включающему 3–4 пункта;
– участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В III классе ученики тренируются в:
– сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
– составлении проверочных заданий для самоконтроля;
– коллективном составлении алгоритмов;
– выполнении действий по инструкции с ограничениями;
– самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
– составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В IV классе школьники упражняются в:
– сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
– определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;
– выполнении действий по общей инструкции;
– самопроверке по плану с отсутствующими (недоопределенными) звеньями;
– самостоятельном корректировании плана проверки;
– целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, труд, изо, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия СК.
Основой, позволяющей объединить разрозненные действия в единое умение самоконтроля, являются графические образные памятки – «пирамиды самоконтроля» (в I классе дети работают с пирамидой итогового самоконтроля, во II классе – с пирамидой пооперационного самоконтроля, в III классе – с пирамидой прогнозирующего самоконтроля, в IV классе – с обобщенной пирамидой). Данные памятки иллюстрируют общую структуру саморегуляции: постановка цели – создание модели значимых условий – продумывание программы действий – выяснение критериев оценки успешности – оценка результатов деятельности в соответствии с критериями – внесение при необходимости исправлений, коррекция.
Полезная информация:
Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках
английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...
Игра как метод экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически гр ...
Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления
особенностей связной монологической речи
Цель нашего экспериментального исследования – изучить состояние связной речи в дошкольников с ОНР III уровня и выявить ее особенности. Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи ...