Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Благодаря тому что структура контрольного акта четко закреплена, схемы памятки удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на разных уроках.

Проиллюстрируем рассуждения детей на уроке русского языка при выполнении упражнения по каллиграфии: «Буду проверять, как я написала, для того, чтобы меня похвалили. Я помню, что у букв должен быть одинаковый наклон, одинаковая высота, а между буквами одинаковое расстояние. Сейчас я приложу ладошку левой руки к буквам и узнаю, одинаковый ли наклон… Да! А теперь я приложу линейку к верху букв и узнаю, одинаковая ли высота… (Дети с I класса пишут в тетради в широкую линейку.) Чуть-чуть отличаются некоторые буквы, а буква «с» совсем маленькая. Может быть, я поторопилась? В следующий раз буду внимательнее». (Саша С., I класс.)

Систематизировав данные, полученные в течение семилетней работы, были выявлены и описаны 5 уровней развития самоконтроля. Эта информация позволила объективно оценить результативность проведенной работы, направленной на развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

С целью анализа условий для развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников нами составлена следующая «Схема наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке»:

I. Психологическое целеполагание.

1. Задачи развития итогового СК.

2. Задачи развития пооперационного СК.

3. Задачи формирования прогнозирующего СК.

4. Учет целей (задач) при формулировке учебной задачи.

II. Организация познавательной деятельности.

1. Формирование потребности в СК.

Способность учащихся генерировать разные уровни смыслов.

2. Определение мер для обеспечения условий становления СК:

а) планирование условий проявления СК;

б) использование различных методов, средств для актуализации ранее освоенных

умений СК.

3. Организация деятельности в процессе усвоения нового материала:

а) соотношение внешнего контроля и СК;

б) опора на психологические закономерности формирования СК (создание модели значимых условий; критерии оценки успешности; наличие эталона; способы внесения корректив);

в) учет типичных ошибок, формирование прогнозирующего СК.

4. Особенности организации закрепления результатов работы: обучение переносу ранее усвоенных способов самоконтроля.

III. Организация учащихся.

1. Проявление внутренней дифференциации в осуществлении СК и взаимоконтроля.

2. Наличие возможностей для взаимоконтроля.

IV. Учет возрастных возможностей.

1. Наличие алгоритма пооперационного СК (памяток).

2. Возможность сличения с образцом, заданным в материальной форме или через систему условий.

V. Стиль урока.

1. Организация учебного сотрудничества.

2. Адекватность взаимоотношений, педагогический такт при осуществлении внешнего контроля.

3. Оптимальный расход времени на осуществление учащимися СК.

Работа педагогов со «Схемой наблюдения…» создает условия для развития их профессиональной рефлексии.

С этой же целью разработана и сертифицирована программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Ключи к самоконтролю», включающая отработку комплекса конструктивных, оперативных и содержательных умений.

Работа проблемной группы, консультации и семинары по развитию СК в учебной деятельности младших школьников вызывают у педагогов устойчивый интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Различные подходы к классификации периодов жизни человека в истории педагогики
Что же скрывается за всеми этими словами – «младенчество», «детство», «подростковый период»? Что общего и различного в подходах к классификации периодов человеческой жизни? Попытаемся разобраться в этой проблеме. Возрастная периодизация - это важная проблема современной детской психологии и педагог ...

Игровые технологии в современной педагогике
Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных оп ...

Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы
Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru