Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Благодаря тому что структура контрольного акта четко закреплена, схемы памятки удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на разных уроках.

Проиллюстрируем рассуждения детей на уроке русского языка при выполнении упражнения по каллиграфии: «Буду проверять, как я написала, для того, чтобы меня похвалили. Я помню, что у букв должен быть одинаковый наклон, одинаковая высота, а между буквами одинаковое расстояние. Сейчас я приложу ладошку левой руки к буквам и узнаю, одинаковый ли наклон… Да! А теперь я приложу линейку к верху букв и узнаю, одинаковая ли высота… (Дети с I класса пишут в тетради в широкую линейку.) Чуть-чуть отличаются некоторые буквы, а буква «с» совсем маленькая. Может быть, я поторопилась? В следующий раз буду внимательнее». (Саша С., I класс.)

Систематизировав данные, полученные в течение семилетней работы, были выявлены и описаны 5 уровней развития самоконтроля. Эта информация позволила объективно оценить результативность проведенной работы, направленной на развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

С целью анализа условий для развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников нами составлена следующая «Схема наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке»:

I. Психологическое целеполагание.

1. Задачи развития итогового СК.

2. Задачи развития пооперационного СК.

3. Задачи формирования прогнозирующего СК.

4. Учет целей (задач) при формулировке учебной задачи.

II. Организация познавательной деятельности.

1. Формирование потребности в СК.

Способность учащихся генерировать разные уровни смыслов.

2. Определение мер для обеспечения условий становления СК:

а) планирование условий проявления СК;

б) использование различных методов, средств для актуализации ранее освоенных

умений СК.

3. Организация деятельности в процессе усвоения нового материала:

а) соотношение внешнего контроля и СК;

б) опора на психологические закономерности формирования СК (создание модели значимых условий; критерии оценки успешности; наличие эталона; способы внесения корректив);

в) учет типичных ошибок, формирование прогнозирующего СК.

4. Особенности организации закрепления результатов работы: обучение переносу ранее усвоенных способов самоконтроля.

III. Организация учащихся.

1. Проявление внутренней дифференциации в осуществлении СК и взаимоконтроля.

2. Наличие возможностей для взаимоконтроля.

IV. Учет возрастных возможностей.

1. Наличие алгоритма пооперационного СК (памяток).

2. Возможность сличения с образцом, заданным в материальной форме или через систему условий.

V. Стиль урока.

1. Организация учебного сотрудничества.

2. Адекватность взаимоотношений, педагогический такт при осуществлении внешнего контроля.

3. Оптимальный расход времени на осуществление учащимися СК.

Работа педагогов со «Схемой наблюдения…» создает условия для развития их профессиональной рефлексии.

С этой же целью разработана и сертифицирована программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Ключи к самоконтролю», включающая отработку комплекса конструктивных, оперативных и содержательных умений.

Работа проблемной группы, консультации и семинары по развитию СК в учебной деятельности младших школьников вызывают у педагогов устойчивый интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Архипова Е. Ф. говорит о том, что формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития р ...

Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра — один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность уче ...

Функции директора и завучей школы
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. В самом общем ви ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru