Цель формирующего этапа исследования: формирование выразительности речи посредством театрализованных игр.
Задачи формирующего этапа исследования:
подготовка предметно-развивающей среды для проведения театрализованных занятий (изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения и др.);
проведение разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи
привлечь родителей в процесс формирования выразительности речи
Основные условия успешного формирования выразительности речи у старших дошкольников, это:
учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;
применение при проведении театрализованных игр эффективных способов формирования выразительности речи у старших дошкольников;
организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Два первых условия были выполнены при разработке занятий с элементами игр, направленных на формирование выразительности речи. Третье условие – организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, было выполнено в процессе формирующего эксперимента.
Для активного привлечения родителей были проведены консультации и даны рекомендации по занятиям дома. Подготовлены «информационно-программные листы» и розданы родителям для занятий дома. В Приложении 3 подробно описаны и упражнения и рекомендации родителям. Так же, для занятий дома с детьми, родителям были предложены упражнения для развития выразительности речи, которые проводились и в с детьми в садике, такие как «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка». Эти упражнения подробно описаны в Приложении 2.
По предлагаемым упражнениям родители занимались дома с детьми по формированию выразительности речи, разучивали роли из сказок, которые были включены в занятия, например «Под грибом», «Волшебный чай», «Теремок», «Путешествие с Незнайкой». К таким сказкам, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - дома дети с родителями учились дома изображать героев этих сказок. В подготовке занятий родители так же принимали активное участие, они изготавливали атрибуты, декорации, элементы костюмов. Так были созданы условия по театрально-игровой деятельности.
Все занятия проводились поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд в процессе формирования выразительности речи посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции.
Особая роль в перспективном планировании отводилась играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется выразительность речи. В этом виде деятельности все умения детей направлены на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учились рассказывать ее по ролям, заучивая с начала с родителями дома, затем рассказывая в садике, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков.
В садике, вся указанная работа проводилась на специально организованных занятиях, в совместной деятельности воспитателей и детей. Занятия по были включены в блок занятий познавательного цикла и проводились регулярно: 1 раз в неделю. В структуру этих занятий включены упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики.
Успешному формированию выразительности речи детей способствовал установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к формированию выразительности речи детей, а стали активными союзниками и помощниками в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогали в заучивании текста ролей. Дома проводили занятия по формированию выразительности речи по разработанным нами информационно-программным листам. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров – бабушек и дедушек.
Полезная информация:
Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого
качества личности в младшем школьном возрасте
Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность. По мнению Л.И.Божович, "личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная хар ...
Факторы, которые влияют на быстроту приобретения навыков
1. Заинтересованность учащихся в достижении успеха. Четкая мотивация всегда приводит к успеху в работе. 2. Наличие необходимых теоретических и прикладных знаний. На пустом месте невозможно построить процесс обучения, в особенности интеллектуального характера. 3. Педагогическое мастерство мастера – ...
Основные особенности метода анкетирования
Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета». Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям. 1. По числу респондентов: индивидуальное, гр ...