Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил:
предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы;
дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать;
помните золотое правило дидактики: все, что только учащиеся могут видеть, представляйте для восприятия зрением; все, что могут слышать - слухом; доступное осязанию – путем осязания; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом;
наглядность не цель, а средство обучения и развития и мышления.
в совершенстве владейте техническими средствами обучения и методикой их применения;
используйте наглядность для создания проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся;
с возрастом учащихся наглядность должна быть более символической;
демонстрируйте наглядные пособия лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала;
не увлекайтесь наглядностью, не перегружайте ею урок, ибо излишняя наглядность может рассеивать внимание учащихся и стать тормозом для развития абстрактного мышления.
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.
Полезная информация:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в ...
Анализ показателей физической подготовленности детей дошкольного возраста
Экспериментально установлено: за период от 5 до 7 лет, результаты на дистанцию 10 м улучшаются: у мальчиков с 2,6 сек до 2,1 сек, у девочек: с 3,4 сек до 2,4 сек, Аналогичная тенденция и в беге на 30 метров, где улучшение отмечено, в период от 5 до 6 лет – на 0,9 сек, у мальчиков и на (Табл. 2.) Та ...
Формирование мотивации учения школьников
Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способств ...