Соглашаясь с необходимостью пропорционального сочетания разных видов игр, мы придаем особое значение дидактическим играм, поскольку они наиболее активно развивают самостоятельность мышления. Дети, умеющие как думать, а не что думать, увереннее шагнут в ХХI век - в мир, который они "призваны изменить". Еще в первой половине прошлого столетия крупный педагог и общественный деятель в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеева указывала на роль коллективных дидактических игр и считала, что в дошкольном возрасте, начиная с четырех - пяти лет, они должны преобладать.
В дидактической игре нас прежде всего привлекает то, что в ней, как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, "вооружаются навыками умственной работы". Согласитесь, что значение такой тренировки ума трудно переоценить.
В дидактических играх, предлагаемых нами, учебные познавательные задачи гармонично взаимосвязаны с игровыми. Содержанием игр стала "окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов".
Нами замечено, что благодаря стройной системе дидактических игр (игровой технологии) у детей активно формируются представления о предметном мире как основе для его творческого преобразования. Игровую технологию мы выстроили с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий.
Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию. Именно мотивация определяет программу игровых действий. Каждой игре, а дидактической в особенности, как воздух всему живому, необходимы элементы поиска, таинственности, сюрпризности, счастливых находок, отгадывания, поощрительности. Вот почему в наших дидактических играх весело живут-поживают любимые ребячьи сказочные персонажи Петрушка, Незнайка, Карлсон, Красная Шапочка и др.
Дидактические игры представлены в определенной последовательности. При этом мы стремились стимулировать выбор более сложных заданий, вводили общественно-значимые мотивы. В процессе ознакомления с предметным миром нами условно выделены три группы дидактических игр, а именно:
- игры для решения задач информационного блока;
- игры для решения задач действенно-мыслительного блока;
- игры для решения задач блока преобразования предмета.
Для нашего исследования значима серия "игр-загадок, отгадок": "Найди заданный предмет", "Угадай - какой предмет загадан", "Что из какого предмета", "Знатоки" и т.д. Нами ставилась цель - научить детей умению выделять главные признаки предметов, которые характеризуют его как результат труда человека: форма, строение, материал, функция, назначение, его создание. При проведении "игр-загадок, отгадок", "игр-описаний" активность детей возрастала до 86%.
Раскрытию детям ретроспективного взгляда на предметное окружение успешно содействовала разработанная нами серия "игр-турне", "игр-путешествий": "Кто быстрее", "Мой веселый звонкий мяч", "Путешествие с Айболитом" и др. Ценнейшим результатом этих игр явилось возникновение у детей искреннего желания преобразовать предмет: они рисовали часы будущего, придумывали современный транспорт для Айболита.
Существенно раздвигаются границы творческой активности детей в играх-опытах, играх-экспериментах. Территория игры в условиях опыта, исследования, эксперимента содержит богатейшие залежи детской самостоятельности. Восприятие и усвоение представлений о предметном мире, овладение способами действий успешнее проходит с помощью алгоритмических игр. Результаты проведения алгоритмических игр свидетельствуют о новых возможностях дошкольников в области развития логического мышления, связанной речи, воображения, осознания мотивов деятельности людей.
Игры-преобразования представляют собой кульминационный момент в системе приобщения дошкольников к преобразованию предметов. Фейерверк выдумки, торжество воображения, восторг творчества - все это, как яркие искры из камня, высекает из детей игра-преобразование.
Полезная информация:
Психо-физиологические
и психологические особенности студентов и их учет при
разработке и использовании информационных технологий
обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...
Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики
в начальной школе
Эффективность обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...
Рекомендации учителю по работе с агрессивными детьми
Рекомендации были разработаны на основе изученного материала, в ходе работы над курсовой работой ¾ Доверие к ребёнку - основное правило. ¾ Старайтесь быть примером для ребенка. ¾ Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. ¾ Не обманывайте ребенка. ...