1. Мотивационный:
- желание привить детям любовь к природе,
- стремление обогатить знания детей по экологии,
- стремление совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.
2. Теоретический:
- анализ знаний по ознакомлению с окружающим,
- анализ программных задач в каждой возрастной группе,
- творческое использование знаний и результатов диагностики,
- изучение новых образовательных технологий.
3. Практический:
- дифференцированный подход в обучении дошкольников,
- разработка практического материала по теме.
Планируя свою работу, я руководствуюсь следующими педагогическими идеями:
- идея сотрудничества (дети – педагог – родители);
- идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
- идея опережающего развития;
- идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме, определила для себя задачи:
- учить детей осознавать себя частью природы;
- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
- воспитывать у детей активную жизненную позицию;
- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;
- формировать умение рационально использовать природные богатства;
- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;
- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:
Полезная информация:
Методика обучению сюжетному рисованию
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисо ...
Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»
Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики. Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, л ...
Методы исследования и диагностики профессиональных установок
учащихся
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимся необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по ...