Учитель – полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкусов учителей должно отвечать определенным требованиям не только к оснащению кабинета и организации рабочих мест учащихся, но и к рабочему месту учителя.
Важнейшим фактором в учебно-воспитательном процессе является то, как учитель обращается с детьми, насколько квалифицированно он преподает иностранный язык. Благоприятной психологической обстановки можно достичь, если сам учитель будет чувствовать себя в кабинете удобно не только физически, но и психологически.
Наукой доказано, что для успешного протекания процесса педагогического труда необходимо определенное психофизиологическое состояние организма учителя, которое определяется единством внутренних психофизиологических условий и внешней среды, являющейся внешним фактором. Одним из важнейших факторов внешней среды в педагогической деятельности является рабочее место учителя.
С физиологической точки зрения правильно организованное рабочее место учителя – это наилучшая возможность использовать свои физические данные в процессе труда без перенапряжения.
С психологической точки зрения хорошо организованное рабочее место – это один из факторов внешней среды, который создает удовлетворение в процессе труда, повышает настроение и работоспособность человека.
С педагогической точки зрения хорошо организованное рабочее место, при прочих равных условиях, является фактором воспитания и развития.
С точки зрения экономики труда оптимальная организация рабочего места обеспечивает эффективное использование не только рабочего времени, но также сил и средств.
В реальной действительности все эти точки зрения взаимосвязаны. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что если рабочее место учителя четко организовано, если оно органично вписалось в систему его работы или конкретный процесс деятельности, то его трудовые функции реализуются наилучшим образом, успешнее идет процесс самосовершенствования педагога, формирование таких ценных качеств и черт его личности, как экономичность, бережливость, аккуратность, четкость, точность и др.
Наоборот, если рабочее место учителя организовано плохо, то это сдерживает, тормозит процесс труда, вызывает неудовлетворение, снижает настроение, работоспособность, раньше времени вызывает усталость и т.п.
Рабочее место учителя – это зона, где протекает основная часть процесса его труда. В понятие «рабочее место» входит не только рабочая площадь, но и ее планировка, оборудование, оснащение, оформление и др. Удобство, привлекательность и экономичность – вот основные критерии, предъявляемые к рабочему месту учителя.
Для наиболее рационального размещения всех предметов и средств труда на рабочем месте существуют определенные правила. Применительно к труду учителя они могут быть сформулированы следующим образом:
каждый элемент на рабочем месте должен иметь свое определенное место;
все наиболее необходимые предметы и средства труда должны быть сосредоточены на столе, в столе или около стола – в зоне наилучшей досягаемости;
каждый предмет или средство труда должны иметь постоянное место, все мелкие предметы имеет смысл сгруппировать;
на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы не тратить время на поиски нужного;
все, что берется руками особенно часто и необходимо для процесса труда, должно быть в зоне досягаемости рукой и удобно расположено. Справа размещается то, что берется правой рукой, слева – то, что берется левой.
Как сам педагогический труд, так и рабочее место учителя должны непрерывно и планомерно совершенствоваться.
Полезная информация:
Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех. Общие требования к уроку можно разделить на три груп ...
Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в работе с
вокальным ансамблем
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников. Использование на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации с ...
Нефтепереработка
В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения ее промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колес у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучш ...