Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Страница 2

Таким образом, каждый уровень характеризуется определенной степенью усвоения ребенком новых норм и правил, предъявляемых ему школой, и чем лучше он их освоит, тем комфортнее для него будет протекать учебный процесс и школьная деятельность в целом.

Рассмотрим факторы психологической адаптации к учебной деятельности.

Выделяют три основных группы факторов, которые влияют, на адаптацию ребенка к школе.

Первый фактор это образовательная и социальная среда учебного заведения. Ее содержанием являются особенности учебного процесса в школе, манера общения педагога, влияние детского коллектива на ребенка. Вторым является семья. На первое место ставится положение ребенка в семье, меры воспитания родителей, стиль детско-родительских отношений.

Третьим, возрастные и индивидуально – психологические особенности ребенка, а именно: возраст поступления в школу, уровень готовности к обучению в школе, усвоение учебного материала и т. д.

Остановимся на наиболее важных более подробно.

Возрастные и индивидуально – психологические особенности ребенка. То насколько школьная адаптация будет успешна, во многом зависит от уровня подготовленности ребенка к школе. Существуют два основных способа диагностики готовности ребенка к школе: педагогический и психологический. Сутью педагогического подхода является выделение направлений и особенностей в детском развитии. Диагностируют процессы и учебные навыки ребенка.

Психологический подход основан на представлениях Л.С. Выготского, в основе которых лежит такое понятие как зона ближайшего развития. Под ней понимается некая перспектива развития умений и навыков, которые ребенок может освоить. В их основе, безусловно, лежит развитие таких психических функций как восприятия, памяти, речи, внимания и других. Все воспитание и обучение должно ориентироваться на эту зону. То есть задания должны быть немного сложнее, чем ребенок может выполнить в данный момент, тем самым он преодолевает трудности, возникающие в процессе решения задачи, и осваивает новое для него знание. Иными словами обучение рассчитано на перспективу развития знаний, умений, навыков ребенка.

Выделяют три основных аспекта подготовленности ребенка к школе: физический, психологический и специальный.

Физическая готовность ребенка к школе определяет здоровье школьника. Выделяют четыре основных группы здоровья. Дети, которые относятся к первой группе, не имеют отклонений по показателям организма. У детей, относящихся ко второй группе, наблюдается склонность к инфекционным заболеваниям, в основе которых лежит переутомление ребенка. Дети, относящиеся к третьей группе, страдают хроническими заболеваниями. Школьные перегрузки провоцируют обострение заболеваний. Помимо этого они характеризуются пониженным иммунитетом, который в свою очередь влияет на стрессоустойчивость и адаптивность младших школьников. К четвертой группе здоровья относятся дети с яркой выраженными отклонениями в здоровье. Сюда относят детей с такими заболеваниями как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, слепота и глухота.

Таким образом, физическая готовность к обучению определяет не только выбор учебного заведения, его тип, но и зрелость основных систем организма ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе. Данное определение понимается по-разному в отечественной и зарубежной психологических школах. Зарубежная школа говорит о школьной зрелости. Целенаправленному обучению и соответствию требованиям учебной деятельности. Отечественная школа определяет психологическую готовность как уровень развития познавательных процессов, умениям обобщать, дифференцировать и т. д Л.И. Божович. говорит о важности интеллектуальной готовности ребенка к школе. То на сколько ребенок будет успешно учиться, зависит от его мотивации, произвольности поведения, развития интеллектуальной сферы ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Отличие труда взрослых и детей
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда реб ...

Урок как основной метод обучения строевым упражнениям
Основной формой организации учебной работы по начальной военной подготовке является урок, на котором учащиеся получают теоретические знания. Хорошая организация урока, умение провести его интересно, наглядно, на высоком воспитательном и научном уровне – требования, обязательные для каждого военного ...

Проект родительского собрания на тему: «Компьютеры: добро или зло в жизни ребенка»
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши де ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru