Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Страница 2

Таким образом, каждый уровень характеризуется определенной степенью усвоения ребенком новых норм и правил, предъявляемых ему школой, и чем лучше он их освоит, тем комфортнее для него будет протекать учебный процесс и школьная деятельность в целом.

Рассмотрим факторы психологической адаптации к учебной деятельности.

Выделяют три основных группы факторов, которые влияют, на адаптацию ребенка к школе.

Первый фактор это образовательная и социальная среда учебного заведения. Ее содержанием являются особенности учебного процесса в школе, манера общения педагога, влияние детского коллектива на ребенка. Вторым является семья. На первое место ставится положение ребенка в семье, меры воспитания родителей, стиль детско-родительских отношений.

Третьим, возрастные и индивидуально – психологические особенности ребенка, а именно: возраст поступления в школу, уровень готовности к обучению в школе, усвоение учебного материала и т. д.

Остановимся на наиболее важных более подробно.

Возрастные и индивидуально – психологические особенности ребенка. То насколько школьная адаптация будет успешна, во многом зависит от уровня подготовленности ребенка к школе. Существуют два основных способа диагностики готовности ребенка к школе: педагогический и психологический. Сутью педагогического подхода является выделение направлений и особенностей в детском развитии. Диагностируют процессы и учебные навыки ребенка.

Психологический подход основан на представлениях Л.С. Выготского, в основе которых лежит такое понятие как зона ближайшего развития. Под ней понимается некая перспектива развития умений и навыков, которые ребенок может освоить. В их основе, безусловно, лежит развитие таких психических функций как восприятия, памяти, речи, внимания и других. Все воспитание и обучение должно ориентироваться на эту зону. То есть задания должны быть немного сложнее, чем ребенок может выполнить в данный момент, тем самым он преодолевает трудности, возникающие в процессе решения задачи, и осваивает новое для него знание. Иными словами обучение рассчитано на перспективу развития знаний, умений, навыков ребенка.

Выделяют три основных аспекта подготовленности ребенка к школе: физический, психологический и специальный.

Физическая готовность ребенка к школе определяет здоровье школьника. Выделяют четыре основных группы здоровья. Дети, которые относятся к первой группе, не имеют отклонений по показателям организма. У детей, относящихся ко второй группе, наблюдается склонность к инфекционным заболеваниям, в основе которых лежит переутомление ребенка. Дети, относящиеся к третьей группе, страдают хроническими заболеваниями. Школьные перегрузки провоцируют обострение заболеваний. Помимо этого они характеризуются пониженным иммунитетом, который в свою очередь влияет на стрессоустойчивость и адаптивность младших школьников. К четвертой группе здоровья относятся дети с яркой выраженными отклонениями в здоровье. Сюда относят детей с такими заболеваниями как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, слепота и глухота.

Таким образом, физическая готовность к обучению определяет не только выбор учебного заведения, его тип, но и зрелость основных систем организма ребенка.

Психологическая готовность ребенка к школе. Данное определение понимается по-разному в отечественной и зарубежной психологических школах. Зарубежная школа говорит о школьной зрелости. Целенаправленному обучению и соответствию требованиям учебной деятельности. Отечественная школа определяет психологическую готовность как уровень развития познавательных процессов, умениям обобщать, дифференцировать и т. д Л.И. Божович. говорит о важности интеллектуальной готовности ребенка к школе. То на сколько ребенок будет успешно учиться, зависит от его мотивации, произвольности поведения, развития интеллектуальной сферы ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в отечественной психологии
Советскими психологами проведен ряд исследований по истории отечественной психологии (Ананьев, 1945, 1947; Теплов, 1945, 1948; Рубинштейн, 1955; Костюк, 1952, 1954, 1955; Соколов, 1957, и др.). Исследователи, с одной стороны, единодушно указывают на неразрывную связь развития психологической науки ...

Японское воспитание
Словом «икудзи» японцы обозначают воспитание детей и методы, которыми они пользуются для наставления отпрысков на путь истинный, в полной мере отражают то своеобразие культуры, под влиянием которой эти методы сложились. Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в ...

Методические разработки по теме «Природные источники углеводородов»
Природные источники углеводородов Интегрированный урок по географии и химии Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии и географии. Оборудование. Карта «Полезные ископаемые», коллекция горных пород и минералов, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru