Одно из самых важных аспектов в адаптации ребенка к учебному процессу, по мнению Л.И. Божович является развитие произвольности. Под произвольностью мы будем понимать осознанную саморегуляцию поведения. То есть насколько успешно ребенок способен удерживать цель, выполняемых действий, корректировать допущенные в процессе деятельности ошибки и т. д. На снижение произвольности напрямую влияет эмоциональная напряженность ребенка. Она снижает продуктивность деятельности, произвольное запоминание, внимание, мышление. Для предотвращения вышеуказанных фактов рекомендуется формировать эмоциональную устойчивость ребенка.
Произвольность поведения напрямую зависит от интериоризации правил. Данный феномен проявляется в способности выполнять указания взрослых, соблюдать правила школы. Исследования В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой повещены социальному аспекту готовности к обучению. В них говорится об усвоении школьником норм взаимоотношений, определенных способах поведения со сверстниками.
Специальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитых навыков чтения, счета, письма.
Также на адаптацию влияет возраст начала обучения. Наиболее оптимальный возраст начала обучения составляет приблизительно семь лет. К данному периоду у ребенка, как правило, складываются устойчивые познавательные мотивы, необходимые для успешного обучения и сглаживанию процесса адаптации. Также у детей семилетнего возраста более сформировано устойчивое поведение, регуляция деятельности, а также снижена потребность в эмоциональных контактах с взрослыми. По сравнению с детьми шести лет.
Одним из наиважнейших факторов адаптации к школе, на наш взгляд, является влияние семейных отношений или стиля семейного воспитания на ребенка. В нашей работе мы будем использовать эти два определения как синонимы. При поступлении в школу у младшего школьника не только расширяется набор ролей и правил, которым он должен следовать, но и меняется отношение к нему семьи. Это проявляется в повышенном контроле над ребенком, увеличении к нему требований и т. д. Так же теперь он должен отвечать за свои поступки и решать проблемы. На фоне этого могут обостриться чувства покинутости близкими. Выделяют шесть основных стилей родительского воспитания.
Доминирующая гиперпротекция. Данный стиль характеризуется чрезмерной опекой ребенка. Родители лишают школьника возможности решать свои проблемы самостоятельно. Результатом данного стиля является неумение ребенка постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция осуществляется родителями через ограждение субъекта от малейших трудностей и восхищением малейшим его достижением. Такая стратегия приводит к стремлению к лидерству, без приложения достаточных усилий.
Гипопротекция заключается в отсутствие внимания к ребенку, его делам, трудностям. Родители не принимают участие в жизни ребенка.
Эмоциональное отвержение проявляется в игнорировании потребностей ребенка. Для семьи малыш является обузой. При скрытом эмоциональном отвержении, истинное отношение маскируется гиперопекой со стороны родителей.
Повышенная моральная ответственность находит свое отражение в требовании выполнения ребенком обязанностей, не соответствующих его возрасту.
Жесткое обращение с ребенком проявляется в применении строгих наказаниях даже за незначительную провинность, а также применение насилия и эмоциональной холодности по отношению к нему.
В нашей работе мы будем использовать классификацию А.И. Баркан, которая выделяет такие стили семейного воспитания как: кумир семьи, гиперопека, гипоопека, безнадзорность, воспитание по типу «Золушки», ежовые рукавицы, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание в культе болезни, воспитание по типу «кронпринца», противоречивое воспитание, смена образцов воспитания.
Полезная информация:
Анализ и обобщение результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной
работы
На контрольном этапе исследования для выявления изменения знаний и представлений детей о ЗОЖ в исследуемом классе, их видения собственного ЗОЖ, включая стремление к ЗОЖ, после проведения ряда мероприятий направленных на формирование ЗОЖ у подростков, мы еще раз предложили им заполнить анкету. Табли ...
Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития)
на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...
Основные задачи работы с одаренными детьми
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных дете ...