Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Физические и психологические проявления адаптации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Страница 1

При поступлении ребенка в школу происходит изменение его картины мира. Он сталкивается с новыми ситуациями и ролями. В данном параграфе мы рассмотрим: временные рамки адаптации и ее проявления, уровни школьной адаптации, факторы психологической адаптации к школьной деятельности, а также разберем влияние семейных отношений как фактора, влияющего на адаптацию к школьной деятельности.

Под школьной адаптацией мы будем понимать во-первых, степень овладения ребенком необходимыми в учебной деятельности умениями и навыками, а во-вторых, уровень соответствия требованиям и ожиданиям, предъявляемых в условиях школьного обучения. В среднем период адаптации школьника составляет 4–7 недель. Поведение ребенка в данный период может быть нормальным, а значит, не будут, наблюдаются значительные отклонения поведения. Также существует вероятность появления потери аппетита, нарушения сна, скованности и т. д. Данные отклонения связаны с изменением образа жизни ребенка, увеличением требований к нему, повышенной нагрузкой в школе. По мнению Ф.Б. Березина[5]. в основе данных реакций лежит длительное статическое напряжение, которым сопровождаются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебный процесс. Если возможности ребенка не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет школа, то нервная система начинает функционально меняться, причем данные изменения носят негативный характер. У ребенка проявляется снижение учебной активности и работоспособности. Данные изменения являются проявлениями адаптационного синдрома. Если проявление психофизиологического напряжения не наблюдается, то причинами могут являться школьная незрелость ребенка, неготовность принятия роли ученика, ограниченностью энергетических ресурсов. Приблизительно к концу шестой недели основные показатели организма приходят в норму. В первый год обучения ребенок по-прежнему испытывает перегрузки. Длительность адаптации зависит от уровня здоровья ребенка перед началом учебного процесса.

А.Л. Венгер выделяет три основных уровня школьной адаптации.

Высокий уровень школьной адаптации характеризуется позитивным отношением ребенка к школе, легкостью усвоения материала, адекватным отношениям к требованиям, которые предъявляет школа, глубоким и полным освоением материала, решением задач повышенной сложности, а также соблюдением дисциплины, интересом к самостоятельному изучению материала, самоподготовкой к урокам, активной общественной деятельностью.

Средний уровень адаптации проявляется в положительном отношении ребенка к школе, отсутствии негативных переживаний по поводу посещения школы, понимании учебного материала при условии его подробного объяснения, усвоении содержания учебной программы, решении самостоятельно типовых задач, собранностью при выполнении заданий, поручений исходящих от взрослого, но при его постоянном контроле. Ребенок наиболее сосредоточен тогда, когда выполняет интересные для него задания. Подготовка к урокам и выполнение заданий на дом происходят почти всегда. Общественные поручения выполняет качественно. Дружит с большинством одноклассников.

Низкий уровень адаптации отражается в негативном отношении к школе, частыми жалобами на физическое состояние. Также наблюдается сниженное настроение, нарушение поведения, фрагментарное усвоение материала, некачественным выполнением домашних заданий, незаинтересованность в их выполнении, нерегулярная подготовка к урокам, работоспособность и внимание сохраняется при длительных периодах отдыха и пауз, для усвоения нового материала и решения задач по образцу требуется помощь взрослых, не проявляет инициативу при выполнении общественные поручений. Требуется контроль учителя или родителей для выполнения поставленных перед ребенком задач. Не контактен.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методы диагностики рефлексивных способностей младших школьников
Основными методами диагностики рефлексивных способностей являются: стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики ("Оцени себя", "Что мне нравится в школе", "Автопортрет", методика определения самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.Рубиншт ...

Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития
При нормальном ходе речевого развития все вышеперечисленные "закономерные" аграмматизмы должны полностью исчезнуть не позднее чем к четырём годам (во многих случаях они исчезают и раньше). К этому времени ребёнок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которы ...

Понятия компетенции и компетентности
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru