СПК как критерий определения качества начального профессионального образования

Страница 4

Переход России к рыночной экономике обострил основное противоречие между спросом на качество профессионального образования и его предложением. Для этого периода характерна тенденция сохранения контингента учащихся дневных учреждений НПО, что обусловлено задачей социальной защиты молодёжи, не имеющей гарантий трудоустройства. Несмотря на общий характер задач, стоящих перед социальными партнёрами ранее и сейчас (высококачественная подготовка молодых рабочих, совершенствование учебно-материальной базы, выдвижение лучших производственников в качестве инженерно-педагогических работников учебных заведений, гарантированное трудоустройство выпускников училищ), содержательное наполнение в процессе их решения значительно отличается. Так, образовательный процесс был ориентирован на знания, умения, а не на актуальные для конкретного предприятия компетенции; совершенствование учебно-материальной базы ОУ НПО зачастую сводилось к передаче предприятиями не самого современного оборудования. В конечном итоге, это приводило к недостаточно высокому уровню профессиональной подготовки выпускников к отсутствию гарантии трудоустройства значительной части выпускников.

Введение в 1993 году Государственных образовательных стандартов на профессии НПО в ситуации спада производства и экономических преобразований не позволило системе НПО, зажатой действующими стандартами, гибко реагировать на меняющиеся требования производства. Анализ перечня профессий, по которым наблюдался рост числа безработных выпускников, показал, что среди них есть не только те профессии, которыми перенасыщен региональный рынок труда), но и остродефицитные: мастер отделочно-строительных работ, токарь, сварщик, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, что объясняется недостаточным совершенством региональной системы менеджмента качества. Дисбаланс между спросом и предложением квалифицированных рабочих кадров может быть ликвидирован единством требований внешних оценок качества профессионального образования со стороны государства, работодателей и направленностью образовательной деятельности педагогов на их реализацию.

В качестве потенциала формирования системы обеспечения качества профессионального образования педагогами КТЭК, при соучастии социальных партнёров и обучающихся, была выработана, адаптирована к НПО и реализована система принципов, в основе которой положения, изложенные в международных стандартах ИСО-9000: ориентация на потребителя; процессный подход; вовлечённость высшего руководства; вовлечённость всех; принятие решения на основе конкретных фактов, а не мнений; постоянное улучшение.

В заключении второй главы отметим, что анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время категория «социально-профессиональная компетентность» характеризуется неопределенностью понятийного поля, поэтому определим понятие СПК.

Социально-профессиональная компетентность – это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Теория человеческой мотивации
Большинство людей мотивировано в своем поведении не самоактуализацией, а мотивами более низкого уровня, описываемыми в рамках традиционных подходов. Это противоречие Маслоу разрешает в своей иерархической теории мотивации, которая была опубликована впервые раньше, чем исследование самоактуализирующ ...

Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...

Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru