«Федеральной целевой программой развития образования в 2006-2010 гг.», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», современной моделью образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, предусмотрено существенное обновление содержания и структуры профессионального образования, опережающее развитие начального профессионального образования, требующее новых подходов в научном осмыслении, конструировании и организации образовательного процесса. Политический аспект инновационного пути развития для Российской Федерации резко обостряет проблему качества образования. В связи с этим, важным основанием для обновления целей, содержания и результатов начального профессионального образования является компетентностный подход, цель которого состоит в обеспечении качества подготовки конкурентоспособных рабочих, где критерием образовательных результатов выступает его успешная социальная и профессиональная деятельность.
За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений начального профессионального образования (УНПО) со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного рабочего. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умения анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.
Отмеченное предполагает проведение специального исследования и подчеркивает его актуальность.
В этой связи главным результатом подготовки выпускника учреждения начального профессионального образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько универсальная интегральная характеристика, включающая результаты обучения, систему сформированных ценностей, побудительные силы и мобилизационную готовность к тому или иному виду деятельности, общению; социальные нормы поведения и освоенные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Такой интегральной характеристикой является целостная социально-профессиональная компетентность, которая по нашему мнению на может развиться без создания социального партнёрства, как условие обеспечения качества начального профессионального образования..
Анализ социально-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что идея формирования социально-профессиональной активной личности учащихся в последние годы находит свое воплощение в разработке субъектного подхода в процессе обучения (В.В. Давыдов, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, Н.Н. Михайлова, С.Н. Митин, М.А. Чошанов, Д. Б. Эльконин, Н.Е. Эрганова, И.А. Якиманская и др.).
Различные аспекты проблемы формирования и становления социально и профессионально подготовленной личности будущего рабочего отражены в работах: С.Я. Батышева, В.С. Безруковой, А.П. Беляевой, Э.Ф. Зеера, Г.М. Ильмушкина, А.Н. Лейбовича, А.М. Новикова, К.К. Платонова, Г.М. Романцева, В.А. Скакуна, Л.Д.Федотовой, О.Б. Читаевой, Ю.А. Якубы и др.
Большое значение для разработки и теоретического обоснования проблемы формирования социально-профессиональной компетентности имеют труды по методологии социальной обусловленности образования (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, В.В. Краевский, В.С. Леднев, С.И. Шацкий и др.); концепции социализации и воспитания социально-ориентированной личности (А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова и др.).
В настоящее время изучением вопросов психологии становления и развития профессионализма активно занимаются специалисты в различных научных областях: Г.В. Безюлева, Ю.В. Варданян, А.А. Деркач, О.И. Донина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Н.Б. Шмелева и др.
Системно-структурное построение целостной профессиональной деятельности рабочего отражено в исследованиях И.Н. Мошковой, С.Л. Малова и др.
Формированию профессиональных образовательных программ, основанных на компетенциях, посвящены исследования О.Н. Олейниковой, А.А. Муравьевой, Ю.В. Коноваловой и др.
Различные аспекты реализации компетентностного подхода представляют сферу научных интересов многих специалистов (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Т.В. Гериш, Г.И. Ибрагимов, Д.А. Иванов, И.В. Непрокина, Т.М. Матвеева, Н.Н. Никитина, Л.А. Петровская, В.Д. Шадриков, И.Д. Фрумин и др.).
Более широко и на современном уровне, теоретические и практические аспекты изучения и проектирования компетентностей представлены в исследованиях зарубежных авторов (А. Бандура, В. Ландшеер, Д. Макклеланд, Дж. Кулаган, Жан-Франсуа Перре, Бернар Рей, Дж. Равен, Г. Халаш, Дж. Фланаган и др.).
Серьезное теоретическое обоснование и модельное представление социально-профессиональной компетентности как единой результирующей образования и формируемое личностное качество человека приведено в исследованиях И.А. Зимней.
Большой вклад в становление концепции компетентностного подхода к целям, содержанию, результатам обучения на различных ступенях общего и профессионального образования вносят исследования: И.Г. Агапова, В.А. Адольфа, А.Н. Дахина, Н.И. Калакова, Н.В. Кузьминой, М.А. Петухова, М.А. Холодной, С.Е. Шишова и др.
Вопросам технологии конструирования ключевых компетенций посвящены исследования: В.И. Байденко, О.Е. Лебедева, А.А. Пинского, Е.А. Рыковой, В.В. Серикова, А.В. Хуторского и др.
Актуальность исследования обуславливается также выявленными противоречиями: между необходимостью использования в образовательной практике понятия «социально-профессиональная компетентность» и недостаточной разработанностью его содержания; между необходимостью формирования у будущих рабочих социально-профессиональной компетентности и отсутствием для этого достаточного теоретико-методологического обоснования; между необходимостью исследования сущности социально-профессиональной компетентности и недостаточной разработанности и обоснованности ее структуры как феномена в педагогической науке; между необходимостью использования системы критериев и показателей оценки сформированности социально-про- фессиональной компетентности и отсутствием соответствующего критериального аппарата.
Объект исследования: особенности деятельности социального педагога в учреждениях начального профессионального образования.
Предмет исследования: формирование социально-профессиональной компетентности будущих специалистов, через создание социального партнерства в учреждениях начального профессионального образования.
Гипотеза исследования: социально – профессиональная компетентность формируется под воздействием как социально-педагогической, так и педагогической и психологической работы коллектива преподавателей и мастеров профессионального образования. Поэтому уровень сформированности СПК в учреждениях НПО выше у старших курсов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предстоит решить следующие задачи:
- провести анализ проблемы формирования социально-профессиональной компетентности будущих рабочих в учреждении начального профессионального образования (УНПО);
- определить содержание понятия «социально-профессиональная компетентность» как целостного новообразования личности будущего рабочего, его место в ряду понятий: «компетенция/компетентность», «социальная компетентность», «профессиональная компетентность»;
- раскрыть и обосновать целостную структуру социально-профессиональной компетентности будущих рабочих, определить ее сущность;
Методологическую основу исследования составляют:
Психологические основания исследования составили: основные положения теории активности и надситуативной активности личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.); основы социально-когнитивной теории личности викарному научению (Ал. Бандура); психологические подходы к формированию социальной и профессиональной компетентности (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, Л.А. Петровская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.); психологические основы теории целостной личности и ее развития (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн др.); социальные основы личности, профессии (О.И. Донина, А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова и др.); концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); акмеологические основы развития профессионала и психология профессионализма (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.И. Калаков, А.К. Маркова, Н.Б. Шмелева и др.).
Педагогическими основами исследования являются: теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.); концепция начального профессионального образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, А.П.Беляева, А.Н. Лейбович, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, А.М.Новиков, Г.М. Романцев и др.); теоретические основы профессионального и профессионально-ориентированного обучения (А.А. Вербицкий, М.И. Махмутов, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, О.Б. Читаева, П.М. Эрдниев, Н.Е. Эрганова и др.); идеи профессионального становления личности (Э.Ф.Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.).
Методологические основы педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, A.M. Новиков и др.) явились исходными положениями для разработки категориального аппарата теоретического и экспериментального исследования, выбора методов моделирования опытно-экспериментальной работы по формированию социально-профессиональной компетентности в процессе обучения в УНПО.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная в ходе исследования социально-педагогическая программа формирования социально- профессиональной компетентности позволяет использовать ее взаимосвязи для прогнозирования и построения результативного образовательного цикла каждого учебного занятия, обеспечивающего самостоятельную деятельность обучающихся - будущих рабочих на этапах процессов теоретического и практического обучения, опосредованного активными организационными формами, методами и средствами; практическую ценность имеют комплекс диагностических методик измерения сформированности компонентов исследуемой компетентности.
В работе использовались следующие методы исследования:
теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, социально-едагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта);
эмпирические (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение);
методы математической статистики (t-критерий Стъюдента);
методы моделирования в работе социального педагога;
В исследовании использовались следующие методики: Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; Методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)»; Выявление коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС - 1); Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов).
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж.
В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А».
Основное исследование прошло в три этапа:
Первый (с 1. 06.09 по 15. 09. 09.) заключался в изучении специальной литературы по теме «Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования», выявлении проблемы, определении объекта, предмета, цели и задач, формулировании рабочей гипотезы и разработке плана эмпирического исследования.
Второй этап (с 15.09.09 по 1.10.09) связан с осуществлением основной социально-педагогической работы по теме «Особенности работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования».
Третий этап (с 1.11.09 по 31.12.09). На данном этапе проводилась исследовательская работа, анализ и обобщение полученных результатов, разработка и внедрение социально-педагогической программы на базе КТЭК.
Четвертый этап (с 15.01.10 по 1.04.10) заключался в написании, редактировании и оформлении текста выпускной квалификационной работы.
Полезная информация:
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной ...
Возрастные особенности младшего школьника
Физиологические особенности В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. ...
Сравнительная характеристика форм дизартрий
Несмотря на столь большое разнообразие очаговых поражений мозга, все они проявлялись в конечном итоге расстройствами речевых движений. При неврологическом обследовании имели место вялые или спастические параличи мышц речевого аппарата (бульбарная и псевдобульбарная); явления атаксии (мозжечковая ди ...