Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Формирование знаний у учащихся средней общеобразовательной школы по теме "Углы" » Психолого-педагогический аспект изучения темы «Углы» в 8 классе средней общеобразовательной школы

Страница 4

Очевидно, развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая математике, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приемов. Действительно, мышление учащегося (да и не только его) проявляется в умении анализировать и синтезировать, обобщать, конкретизировать и т. д., т. е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации. Так, например, изучая вопрос об измерении вписанного угла, обычно рассматривают 3 случая: а) одна из сторон вписанного угла является диаметром; б) диаметр окружности принадлежит вписанному углу; в) диаметр окружности не принадлежит вписанному углу. Утверждая, что, доказав справедливость теоремы для каждого из этих случаев, можно считать теорему доказанной в целом.

Развитие мышления учащихся, т. е. формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующими этапами:

1) Знакомим учащихся с отдельными мыслительными приемами. Причем знакомим с этими приемами обязательно в процессе изучения соответствующего материала.

2) Совместно с учащимися приходим к выводу, что прием, с которым сегодня познакомились в процессе изучения новой темы или решения задачи, не потребовал лишней траты времени. Более того, этот прием облегчил понимание. Его использование усилило интерес к изучаемому материалу.

3) Выбор того или иного мыслительного приема осуществляем в зависимости от содержания изучаемого материала. Поэтому в дальнейшем, когда учащиеся повторно встречаются с тем или иным приемом, напоминаем, что прием нам уже знаком. Далее выделяем те особенности данной и ранее изученной темы, благодаря которым целесообразно использовать именно данный прием.

4) Учим комплексному использованию различных мыслительных приемов во всевозможных комбинациях друг с другом.

5) В дальнейшем вырабатываем привычку самостоятельного применения мыслительных приемов. Для этого постоянно напоминаем о целесообразности тех или иных действий, если учащиеся забывают это. Рассмотрим примеры.

Учитель постоянно напоминает, что, прочитав в книге или услышав на уроке при объяснении, при ответе товарища какое-либо утверждение, например, что вписанный угол измеряется половиной дуги на которую он опирается, полезно проверить, действительно ли оно справедливо, поставив перед собой вопросы: «Почему?», «На каком основании?» (прием соотнесения); напоминает также, что преобразования, приведенные в книге, полезно воспроизводить, по возможности видоизменяя их (приемы воспроизведения и реконструкции).

Учащихся приучают везде, где это возможно, сопоставлять изучаемый материал с прежними знаниями, устанавливая сходство и различия (прием сравнения). Учитель постоянно требует при воспроизведении изучаемого материала по теме «Центральные и вписанные углы» приводить свои примеры и контрпримеры (прием конкретизации).

Учащимся советуют при конспектировании располагать записи в наиболее удобной форме, потому что восприятие объектов облегчается, если они распложены в определенной, строго продуманной системе, требующей минимальных усилий со стороны органов чувств. Восприятие объектов расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует значительных волевых усилий. Учащимся рекомендуют различным образом оформлять свои записи, используя всевозможные символы: стрелки, подчеркивания, цветовые выделения (прием использования стимулирующих звеньев). Прочитав текст, учащиеся выделяют из него главное и коротко рассказывают, о чем идет в нем речь (прием составления плана). Например, дан вписанный угол, необходимо определить дугу, на которую он опирается. При этом можно подписать градусную меру угла на рисунке, а дугу выделить другим цветом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмот­рены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требо­ваний, но эти требования должны быть гуманными, предъявлять­ся к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого в ...

Введение в разработку Д.А. Модели
Сама по себе эта разработка не относится к открытиям или изобретениям. Она раскрывает суть любой системы или управления ее процессуальной частью. Процесс разработки учебного плана следует рассматривать как процесс улучшения осведомленности, делающий более доходчивыми и убедительными представления о ...

Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru