Очевидно, развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая математике, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приемов. Действительно, мышление учащегося (да и не только его) проявляется в умении анализировать и синтезировать, обобщать, конкретизировать и т. д., т. е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации. Так, например, изучая вопрос об измерении вписанного угла, обычно рассматривают 3 случая: а) одна из сторон вписанного угла является диаметром; б) диаметр окружности принадлежит вписанному углу; в) диаметр окружности не принадлежит вписанному углу. Утверждая, что, доказав справедливость теоремы для каждого из этих случаев, можно считать теорему доказанной в целом.
Развитие мышления учащихся, т. е. формирование у них умений и навыков применения различных приемов мыслительной деятельности, осуществляется следующими этапами:
1) Знакомим учащихся с отдельными мыслительными приемами. Причем знакомим с этими приемами обязательно в процессе изучения соответствующего материала.
2) Совместно с учащимися приходим к выводу, что прием, с которым сегодня познакомились в процессе изучения новой темы или решения задачи, не потребовал лишней траты времени. Более того, этот прием облегчил понимание. Его использование усилило интерес к изучаемому материалу.
3) Выбор того или иного мыслительного приема осуществляем в зависимости от содержания изучаемого материала. Поэтому в дальнейшем, когда учащиеся повторно встречаются с тем или иным приемом, напоминаем, что прием нам уже знаком. Далее выделяем те особенности данной и ранее изученной темы, благодаря которым целесообразно использовать именно данный прием.
4) Учим комплексному использованию различных мыслительных приемов во всевозможных комбинациях друг с другом.
5) В дальнейшем вырабатываем привычку самостоятельного применения мыслительных приемов. Для этого постоянно напоминаем о целесообразности тех или иных действий, если учащиеся забывают это. Рассмотрим примеры.
Учитель постоянно напоминает, что, прочитав в книге или услышав на уроке при объяснении, при ответе товарища какое-либо утверждение, например, что вписанный угол измеряется половиной дуги на которую он опирается, полезно проверить, действительно ли оно справедливо, поставив перед собой вопросы: «Почему?», «На каком основании?» (прием соотнесения); напоминает также, что преобразования, приведенные в книге, полезно воспроизводить, по возможности видоизменяя их (приемы воспроизведения и реконструкции).
Учащихся приучают везде, где это возможно, сопоставлять изучаемый материал с прежними знаниями, устанавливая сходство и различия (прием сравнения). Учитель постоянно требует при воспроизведении изучаемого материала по теме «Центральные и вписанные углы» приводить свои примеры и контрпримеры (прием конкретизации).
Учащимся советуют при конспектировании располагать записи в наиболее удобной форме, потому что восприятие объектов облегчается, если они распложены в определенной, строго продуманной системе, требующей минимальных усилий со стороны органов чувств. Восприятие объектов расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует значительных волевых усилий. Учащимся рекомендуют различным образом оформлять свои записи, используя всевозможные символы: стрелки, подчеркивания, цветовые выделения (прием использования стимулирующих звеньев). Прочитав текст, учащиеся выделяют из него главное и коротко рассказывают, о чем идет в нем речь (прием составления плана). Например, дан вписанный угол, необходимо определить дугу, на которую он опирается. При этом можно подписать градусную меру угла на рисунке, а дугу выделить другим цветом.
Полезная информация:
Перспективы развития системы довузовского
образования
Реализация современной стратегии модернизации российского образования обусловит коренную реструктуризацию системы довузовского образования. В настоящее время наиболее распространенными организационными формами довузовского образования в университете являются следующие: 1) подготовительные курсы; 2) ...
Методы научного
познания в обучении математике
Одно из центральных мест в методике преподавания математики занимают методы обучения. Знание методов обучения математике необходимо для организации эффективного обучения школьников. Выделяют следующие методы обучения математики: методы обучения, выделяемые по источнику знаний; методы обучения, опре ...
Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...