Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11- 12 лет до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими; через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам, учебной деятельности, которые делают его более взрослыми в собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Подросткам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания, для них характерна тяга к обобщениям, поиску общих принципов и законов, стоящих за частными фактами.Так, например, при изучении темы «Центральные и вписанные углы», мы можем вместе с ребятами увидеть, что доказательство теоремы о вписанном угле разбивается на три случая. Используя обобщения, можно подвести ребят к самостоятельному выводу о том, что результат данной теоремы не зависит от расположения сторон угла и диаметра, самостоятельное открытие данного материала повысит самооценку у большинства учащихся.
Интерес к учебному предмету в этом возрасте связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. Поэтому при изучении темы рекомендуется использовать разнообразные модели углов, чтобы ребята могли представить и научиться применять данный материал в разных ситуациях, использовать плакаты, а также постоянно обращаться к историческому развитию данной темы. При изучении геометрии учитель должен приводить различные примеры, связанные с жизнью, плакаты, рисунки.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прилагаются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом среди своих сверстников, как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость, и развивает его мыслительные способности. Поэтому рекомендуется почаще давать ребятам задачи устного и логического типа, несложные задачки хорошо развивают логическое мышление. Знания, которые получает подросток в процессе его учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания.
Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам. Чтобы этого не возникло при изучении темы «Центральные и вписанные углы», необходимо, чтобы ребята видели ценность изучаемого материала. Можно на конкретных примерах рассмотреть, где именно используются углы, чтобы ученики привели примеры из жизненного опыта, можно подсказать, что углы используются в строительстве и т.д.
Важным стимулом к учению являются притязания среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний, при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.
Полезная информация:
Особенности методического и технологического обеспечения
Большинство уроков труда и кружков моделистов посвящаются работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из бумаги и картона – труд ...
Особенности развития памяти дошкольников
Непроизвольная память – это запоминание материала без установки запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Непроизвольно может запечатлеться то, что многократно повторяется (ребенок запоминает дорогу, по которой ходит в школу или детский сад, запоминает месторасположение игрушек). Гла ...
Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники
» по учебнику Атанасяна Л.С
Тема подобные треугольники в учебнике Атанасяна Л.С. вводиться в 8 классе и включает в себя четыре параграфа, каждый из которых делиться на пункты. §1. Определение подобных треугольников. §2. Признаки подобия треугольников. §3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. §4. соотнош ...