Обычно уроки москвоведения, посвященные изучению древней столицы строятся достаточно однообразно: преподаватель рассказывает о том, какой была Москва в древности, а затем предлагает учащимся ряд заданий и вопросов на закрепление и повторение знаний.
На уроках окружающего мира развитие исследовательских умений можно проводить при изучении древней Москвы по картинам А.М.Васнецова.
Данные занятия пройдут для учащихся гораздо эффективнее, если они сами будут «добывать» знания. Эволюцию древней Москвы можно проследить по картинам A.M. Васнецова.
Имя Апполинария Михайловича Васнецова тесно связано с именем нашей столицы. Художник-пейзажист эпического плана, завоевавший своими полотнами признание в мире ценителей искусства, в конце XIX столетия становится крупным знатоком и исследователем древней Москвы. В своей автобиографии он отмечал, «что для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва»».
Цикл картин A.M. Васнецова, посвященный древней Москве, может стать эффективным учебным пособием для учеников на предмете Окружающий мир при изучении тем москвоведения. При этом ученики сами будут узнавать, какой была древняя столица.
Таким образом, преподаватель достигает на одном учебном занятии нескольких целей: развивает у детей исследовательские навыки и сообщает им знания о древней Москве.
Задачей преподавателя в данном случае является выстраивание такой системы работы с детьми, чтобы они могли самостоятельно получать исторические знания из картин A.M. Васнецова.
Можно использовать следующую систему заданий и вопросов.
Занятия строятся по историческому принципу.
Предлагаем следующую логически выстроенную по хронологии изменения Кремля последовательность картин:
«Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году»
«Московский Кремль при Иване Калите»
«Московский Кремль при Дмитрии Донском»
«Московский Кремль при Иване III»
Система вопросов детям строится по принципу от общего к частному и от простого к сложному.
Очень важно научить детей работать по алгоритму (это одна из основ исследовательских навыков).
Предлагаем следующий алгоритм:
- прочитать название картины;
- проанализировать название, понять о каком времени идет речь;
- окинуть картину общим взглядом, посмотреть в целом, какой была Москва (например, из чего строились стены Кремля; населенным ли выглядит город; ведется ли в городе строительство; привлекает ли Москва торговцев, иноземцев и т.д.);
- обратить внимание на детали.
Частности дети начинают видеть не сразу, поэтому нужно предложить им наводящие вопросы (например, посмотрите на картину, какие деревья вы видите? Посмотрите, какие строения находятся внутри Кремля? Все ли постройки из дерева?)
- формулировка общего вывода об облике Москвы данного периода.
В конце урока у детей возникает ощущение, что знания сообщил им не учитель, а они получили их сами.
Предлагаем следующую систему занятий с детьми по изучению древней Москвы по картинам А.М.Васнецова:
Кремль («Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль. Соборы. 1894»).
Китай-город («Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922», «Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900», «На крестце в Китай-городе. 1902»).
Быт и нравы москвичей в древней Москве («У стен деревянного города. 1907», «Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909», «Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911», «Скоморохи. 1904», «Общественные бани в Москве в XVII веке. 1922», «Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926»).
Полезная информация:
Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления
особенностей связной монологической речи
Цель нашего экспериментального исследования – изучить состояние связной речи в дошкольников с ОНР III уровня и выявить ее особенности. Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи ...
Формирование словообразования у детей с ОНР
Словообразование представляет собой, с одной стороны. Особый путь развития словаря, одно из средств пополнения словарного запаса языка, с другой – оно является составной частью морфологической системы языка так как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем. В процессе форм ...
Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деяте ...