Изучение древней Москвы по картинам A.M. Васнецова. Формирование исследовательских умений у младших школьников

Образование и воспитание » Изучение древней Москвы по картинам A.M. Васнецова. Формирование исследовательских умений у младших школьников

В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Востребованной в обучении является учебно-исследовательская деятельность обучающихся, цель которой - формирование у них познавательной активности.

Данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрывается в работах следующих ученых: JI.A. Венгера, A.M. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Матюшкина, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумаковой, К.А, Абульхановой-Славской, Р.Г. Апресян, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман, Д.Б. Богоявленской, А.В. Леонтовича, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Слободчикова.

Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.П. Баранова, Дж. Брунера, X. Таба, В.В. Давыдова, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Как отмечает Комарова И. В., глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий.

А. И. Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Таким образом, развитие исследовательских умений у младших школьников становится одной из самых актуальных проблем современной школы.

Целью исследования является выявление эффективности изучения древней Москвы по картинам A.M. Васнецова для формирования исследовательских умений у младших школьников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений;

2. изучить методы формирования исследовательских умений у младших школьников, в т.ч. на уроках окружающего мира;

3. провести серию занятий по развитию исследовательских умений у младших школьников при изучении москвоведения по картинам А.М.Васнецова на уроках окружающего мира;

4. разработать серию игр по москвоведению в программе Логомиры для проверки знаний учащихся;

5. проанализировать результаты практической работы и сделать выводы.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседа с учащимися и учителем, тестирование, графические и математические методы обработки информации.

Объектом исследования является образовательный процесс во время изучения предмета «Окружающий мир».

Предметом исследования является методика развития исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир».

Полезная информация:

Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП
Государственное учреждение здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий для лечения ДЦП «Автозаводский» рассчитан на 100 коек круглосуточного пребывания детей и 50 коек дневного пребывания с учетом с учетом открытия филиала в здании, переданном распоряжением главы администрации города Ни ...

Понятие педагогика, образование, обучение, воспитание
Педагогика - наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых людей с помощью определённой системы воздействия. В переводе с греческого - детоводство. Воспитание - процесс подготовки к жизни и выбору профессии. Воспитание одна из категорий педагогики. Оно возн ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru