Понятие «культура», «физическая культура»

Страница 1

"Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" (П.К.Китаев, 1997).

Также существует понятие культуры как совокупности сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре (Л.К. Круглова, 1995).

Культура выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей).

При множестве зачастую противоречивых взглядов на культуру наиболее интегративными признаются следующие концепции:

а) концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития;

б) концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве;

в) подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей.

В современной литературе освещаются различные подходы к выявлению и сущности, и компонентного состава физической культуры. Отмечается, что физическая культура связывается:

1) с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека;

2) с совокупностью интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств, с формами ее организации (компонентами, подсистемами).

Физическая культура рассматривается с деятельной и результативной стороны, в единстве предметных и личностных ценностей. Есть попытки сформировать более интегративное представление о сущности физической культуры, которое базируется на названных концепциях, синтезирующих односторонние представления о физической культуре в единую системную модель (Столяров В.В., Быховская И.М., Лубышева Л.И., 1998).

Отмечается, что эти концепции согласуются с общим процессом культурного развития. Они устанавливают связь культуры с духовным производством, с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека. Поэтому данные подходы и концепции могут служить основой для изучения разнообразных аспектов физической культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического, психологического, социологического, культуроведческого и философского знания.

С позиций методологического подхода основным путем воспитания личной физической культуры у школьников признается воспитание ее в процессе различных видов физкультурной деятельности, направленной на их физическое совершенствование. Физкультурная деятельность является методологической основой и системообразующим фактором воспитания личной физической культуры у учащейся молодежи.

Физкультурная деятельность как система и целостность является метасистемой для более мелких систем: учебной, внеклассной, внешкольной и внутрисемейной физкультурной деятельности школьников.

Цель физкультурной деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Семейное и общественное воспитание
Современная культура создаёт обширный круг лиц, не умеющих воспитывать своих детей в семье, например, такие люди как фабричные рабочие. Они уходят на работу каждый день и взывают к обществу о помощи в воспитании, так как часто им бывает некого оставить на воспитании своих детей. В таком же положени ...

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Разновидности учебного фильма
Разновидностями учебного фильма являются: кино - или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; кинокольцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, со держащий информацию о циклическом процессе, например рабо чий процесс двигателя внутреннего сгорания, или ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru