Особенности личности современного воспитанника детского дома

Страница 1

Выделив основные особенности жизни в учреждениях интернатного типа, рассмотрим, основные особенности детей, воспитывающихся в таких условиях.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, как отмечают многие исследователи (Прихожан А.М., Толстых Н.Н, Мухина В.С. и др.), отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста.

У детей, приходящих в начальную школу из детских домов, приютов, кризисных центров, использованы далеко не все возможности дошкольного возраста для их развития. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Это связано с социальной ситуацией таких детей. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности.

По данным исследований А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие из детских домов, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях формирования произвольного поведения, развития умения регулировать собственное поведения, развития самоконтроля, а также умения общаться, присвоения различных социальных ролей. Это в последствии приводит к значительным трудностям в школьной жизни, мешает нормальному прохождению следующих этапов развития, и как результат - не полноценное развитие личности ребенка.

Дети из учреждений социально-педагогической поддержки в младшем школьном возрасте проявляют повышенную готовность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взрослого. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителей. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формирование полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьного возраста.

Дети-сироты младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками, умениями и низкому качеству учения.

К 10–11 годам у детей устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Указанный набор качеств значительно затрудняет переход детей из начальной школы в среднюю. А именно осложняется процесс формирование дружеских отношений со сверстниками, следовательно, не реализуется основная потребность подросткового возраста – потребность в межличностном общении; осложняется процесс формирования самостоятельного, ответственного поведения, а следовательно в дальнейшем будет затруднен процесс самореализации, становления собственной траектории жизненного пути. Привычка жить по указке других не способствует развитию произвольности, способности самостоятельно ставить перед собой цели, находить пути их реализации. Это приводит к не развитости таких качеств как рефлексия, самоконтроль, самореализация.

Постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт. Формируется особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной конкретной жизнедеятельностью, ситуативностью мышления и поведения, для детей-сирот характерно ситуативное, "сиюминутное" проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Многочисленные исследования особенностей личности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, показывают у них довольно низкий коэффициент самостоятельности, как в собственной деятельности, так и в оценке своего поведения, и себя как личности; для них характерна высокая степень зависимости от взрослого. Это обнаруживается в неспособности ребенка выполнить даже не очень сложное задание без пошагового контроля воспитателя, а также в особенностях становления «Я», самосознания, самооценки. Воспитанники интерната в основном ориентированы на оценку окружающих.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Формирование перечня тестовых заданий. Тест как средство измерений знаний
Тест как средство измерения является результатом теоретического и экспериментального анализов. Теоретический анализ использует операциальные определения при оценке знаний, в качестве экспериментальных индикаторов которых выступают контрольные задания. Основываясь на системном подходе можно рассматр ...

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Обязанности классного руководителя
К этим обязанностям относятся следующие: — всестороннее изучение учащихся; — разъяснение и внедрение правил поведения; — повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся и проведение воспитательной работы по стимулированию их домашнего, учения; — анализ положительных сторон в жизни и деятельности ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru