Система образования в Дании

Образование и воспитание » Система образования в Дании

Страница 6

Не берусь судить, что было причиной, а что следствием – развитие образования без отметок или организация общества и принятая в нем культура поведения. Но факт остается фактом – они развивались параллельно. Феномен датской школы и общества замечен давно. Роберт Пауэл, английский ученый и педагог, так озаглавил свой труд, посвященный данной проблеме: «Датская традиция свободной школы – урок для всех нас?» Описывая особенность образования в этой стране, он дает красноречивый пример: подростки во всех странах мира очень похожи друг на друга и, сидя в поезде, часто кладут ноги на сиденье напротив; но датские подростки отличаются от остальных (английских, шведских…) тем, что сначала они снимают кроссовки…

Сегодня Россия тоже стоит на перепутье: прошлое почти потеряно, жизнь изменяется с катастрофической силой. От того, в какой школе вырастут наши дети, зависит будущее всего нашего общества. Научим в школе подчиняться законам, придуманным взрослыми; выполнять бессмысленные задания; выучивать ответы на тесты – общество будет одно. Дадим детям в школьные годы понять, что именно от них зависит: и какие законы будут приняты, и как найти себе дело по душе, и как уважать чужую работу и чужое мнение, – общество будет другое. Так какое будущее мы строим для России?

Итак, как же устроена образовательная система Дании? Каждый гражданин имеет право на бесплатное обучение и получение профессии. Я не оговорилась, употребив слово гражданин, а не ребенок. Ведь часто приходится учиться не только в юности, поэтому там созданы школы разного типа, в которых можно обучаться, переобучаться, доучиваться в течение всей жизни. Рассмотрим школы для детей 6–15 лет. Их там так и называют: школы для детей.

Обучение в этих школах идет 9–10 лет. В течение всего этого времени никаких отметок детям не выставляется, а в конце девятого класса все сдают выпускные экзамены по трем основным предметам: датскому и английскому языкам и математике. Никого никогда не оставляют на второй год (отметок-то нет!), да и выпускных экзаменов никто не боится: на дальнейшую судьбу подросшего человека полученные результаты никак не влияют, а если знаний не будет хватать для дальнейшего обучения, всегда можно доучиться в специально созданных для этого школах для взрослых. После девятого класса желающие могут остаться в школе еще на один год: поучиться тому, что их действительно интересует, попутешествовать, набраться сил и опыта общения и только тогда выбирать свой дальнейший путь. Народные школы финансируются муниципалитетами и подчиняются общим правилам, в которые входит примерно одинаковое количество учебных часов по различным предметам. И, естественно, гарантированное финансирование работы учителей.

Параллельно с народными школами существует большое количество школ, которые лишь частично финансируются государством. Они объединены в разные группы (свободные школы, частные школы, школы Штайнера и Монтессори и так далее), но их главное отличие от наших частных школ состоит в том, что родители оплачивают не больше 25% от всех затрат, а учителя получают такую же зарплату, как и в народных школах. Государство никак не контролирует в них процесс обучения (поэтому их иногда называют независимыми – имеется в виду независимыми от государственного контроля). Но все это при одном условии: детям там должно предоставляться право заниматься тремя обязательными предметами не меньше, чем в народных школах. В конце девятого года обучения они вместе с остальными должны сдать выпускные экзамены.

Четко и быстро описать даже часть образовательной системы Дании, похоже, невозможно. В результате того, что там действительно родителями нанимаются учителя и такие коллективы могут создавать школы любого типа, единой структуры там просто не существует. Так, во времена социалистического распределения все данные о товарах и магазинах можно было найти быстро и просто, обратившись в соответствующие государственные службы. Рынок же живет и развивается по другим законам. Простой структура может быть лишь тогда, когда она конструируется сверху, как механизм: тут два болта, там три шурупа и четыре колеса… В Дании же образование развивалось снизу: открывались учебные заведения, которые были нужны людям, а государство поддерживало их финансово. Потом школы объединялись в группы, если так было удобно их сотрудникам, родителям. В результате сложилась настолько сложная система, что описать ее в двух словах просто невозможно, да и нужно ли?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообр ...

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"
Цель: формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Расширить знания детей о вредных привычках. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества. Побуждать к нравственному самосовершенствованию. Подготовительная работа Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru