В Дании проведена реформа системы школьного образования, преследовавшая две цели: усилить влияние родителей на жизнедеятельность школы и укрепить и расширить сотрудничество педагогов и детей. Для этого реформаторы постарались сократить цепь промежуточных инстанций между министерством (министерство объединяет управленческие и научные функции и поэтому называется министерством образования и исследований) и учебными заведениями. С 1 января 1990 года вступили в силу новые правила, по которым права школьной администрации заметно сократились. Деньги для школ накапливаются на счетах муниципалитета, откуда и распределяются по местам. Найм и увольнение учителей осуществляется муниципальным советом через школьный совет. Школьная администрация не вправе, как прежде, самостоятельно разделять учеников по способностям и на этой основе формировать классы. И, наконец, школьная администрация не может единолично распределять стипендии между учениками. Дело в том, что система дополнительного образования в Дании платная. И для поддержки талантливых детей создана система грантов, то есть стипендий.
Кроме школьного совета, действуют педагогический и ученический советы. Первый работает под управлением директора и решает методические задачи. Ученический совет включает и школьников, и педагогов, но учителя имеют только совещательные голоса. Ученический совет связан со школьным советом, а тот, в свою очередь, с муниципальным. На усмотрение школьного совета оставлено определение стратегии развития учебного заведения. В школьный совет входят 7 родителей, два педагога, два ученика и представитель мэрии, имеющий право совещательного голоса. Ни министерство, ни муниципалитеты не вправе регламентировать их деятельность.
Принципы обучения в школе
Родители оказывают большое влияние на обучение в школе и выбор детьми того или иного предмета, могут настоять на повторном обучении своего сына или дочери в каком-либо классе, вместе выбирать предметы в 8-м и 9-м классах, а также – какие экзамены будет сдавать выпускник.
Родителей учеников младших классов приглашают несколько раз в год на встречи и дискуссии, консультации по учебным вопросам, поведению учеников и так далее. С 1990 года через совет школы родители могут участвовать в решении общешкольных проблем.
Не больше 5 уроков в день, причем два из них – обязательно физкультурно-спортивного направления, т.е. игры на воздухе.
Спорт и физическая культура все шире входят в жизнь датчанина. Так, например, в 4–5-х классах практикуются три урока физкультуры, один из которых – плавание. После школы маленький датчанин может ходить в спортивные клубы или досуговые центры.
В датской школе почти не задают уроков. Все делается в классе. На дом задают только так называемые «прожекты». Это нечто, отдаленно напоминающее реферат, но попроще.
Есть мнение, что по части изучения математики, датские школьники сильно отстают. К одиннадцатому классу ученики обычно умеют делить и умножать с помощью калькулятора, имеют общее представление об иксе и игреке. Слова «интеграл» и «производная» знают только студенты старших курсов математических факультетов.
Отмечено также, что датчане плохо знакомы с культурой других народов. Многие не знают «Маленького принца», «Три мушкетера» и т.д.
Но зато преподавание иностранных языков поставлено на неожиданно высокий уровень.
Принципы воспитания в школе
Основной установкой в датской школе стало развитие творческих способностей, гибкости мышления, умения взаимодействовать друг с другом. Детей учат свободно выражать свои мысли, принимать участие в решении поставленных задач.
Основополагающий принцип состоит в том, что процесс так же важен, как и окончательный результат, а интересами отдельной личности нельзя пренебрегать ради требований системы.
Значительное место в играх уделяется коллективизму и взаимопомощи; главная задача играющих – принять участие и не обращать внимания на ошибки при обучении тем или иным упражнениям.
На учеников нельзя не только кричать, но и просто повышать голос.
Обычное наказание – оставлять детей после уроков. В более сложных случаях, учеников могут отправлять на «принудительные работы». Фирма получает ученика на побегушках, который хочет – не хочет, а выполняет какой-то минимальный объем работы (просто сидеть и плевать в окно ему никто не позволит), школа облегченно вздыхает, родители счастливы, что чадо пристроено и под присмотром.
Полезная информация:
Деятельность социального педагога по формированию здорового
образа жизни подростков
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании подростков и молодежи. В связи с этим возникла ост ...
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направ ...
Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определен ...