Понятие и сущность педагогического мастерства

Страница 1

В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие педагогического мастерства характеризуется множественностью и неоднозначностью его трактовок (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, и др.). За каждой из них стоит определенная модель педагогической деятельности, по-своему оправданная и эффективная в той или иной социокультурной ситуации.

Классик советской педагогики А.С. Макаренко под педагогическим мастерством понимал «знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение». «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Все действия педагога целесообразны, продуманы, упорядочены. Он владеет ситуацией, умеет ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.

С позиций личностно-деятельностного подхода педагогическое мастерство определяется как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности» (мастерство, 10). К данным свойствам относят: гуманистическая направленность деятельности педагога, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

А.К. Маркова под педагогическим мастерством понимает «выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях». Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов. Мастерство означает хорошее знание учителем своего учебного предмета, достижение стабильных, высоких результатов в обученности, главным образом, в знаниях учащихся. Автор относит мастерство к одному из уровней профессиональной компетентности педагогов.

Н.В. Кузьмина характеризует мастерство как «владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект, условия деятельности), с учетом этой ситуации формулировать профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством». Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогического мастерства: 1) репродуктивный (педагог умеет другим пересказать то, что знает сам, и так, как знает сам); 2) адаптивный (педагог умеет не только передавать информацию, но и приспособить ее применительно к особенностям аудитории); 3) локально-моделирующий знание (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам); 4) системно-моделирующий знание (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету); 5) системно-моделирующий деятельность (педагог умеет моделировать систему деятельности, целостный учебно-воспитательный процесс). Мастерство приходит к учителю при условии, если он сумеет глубоко вникнуть в теоретическую сущность того педагогического явления, решение которого профессионально необходимо. Рассматривая уровни педагогического мастерства, выделенные Н.В. Кузьминой, следует отметить, что они охватывают лишь один аспект данного явления: оперирование знанием, которое определяет позиции педагога при работе с содержанием материала (репродуктивная, адаптивная, проективная).

По мнению А.А. Реана, педагогическое мастерство выражается высокой компетентностью в психолого-педагогическом и предметном плане, умением репродуцировать на высоком уровне профессиональные ЗУНы (Р., с.149). Автор акцентирует внимание на формулировании технологических выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации, какой метод избрать, какой способ целесообразен в сложившихся условиях, в чем его ограниченность. Уровень педагогического мастерства преподавателя зависит от его профессиональной компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Роль совместной деятельности в развитии личности ребенка
Основываясь на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, К. Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) и теории интериоризации Л.С. Выготского, мы выделяем в качестве основного средства формирования самостоятельного, произвольного поведения, а также способности к самоорганизации и самоконтролю ...

Особенности работы учреждений для детей и подростков
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения. Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопр ...

Классификация видов памяти
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается: предметы и явления, мысли, движения, ч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru