К началу ХХ в. на Беларуси сложилась стройная (пусть и с недостатками) система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт длительное время замалчивался советской историко-педагогической наукой. Считалось, что единственно верный путь решения социальных проблем нуждающихся слоев населения проходит лишь в рамках государственной системы социального обеспечения.
Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их числа наблюдался в последней четверти ХIХ - начале ХХ в. И это не случайно.
Система централизованного государственного призрения, в основном сложившаяся на территории Российской империи во времена Екатерины II в виде приказов общественного призрения в центре и в губерниях, к середине ХIХ в. уже не справлялась с удовлетворением все возрастающих потребностей населения в социальной помощи. В таком непростом и тонком деле, каким является помощь обездоленным детям, которая все более стала выступать как волюнтаристско-административная система социализации, получившая свое гипертрофированное завершение уже в годы советской власти, особенно сказывался бюрократизм государственной машины управления.
Широко, на достаточно высоком научном уровне на съездах анализировались проблемы благотворения, и в первую очередь, детского. В частности, была подвергнута критике существующая система детских приютов и воспитательных домов, в которой преобладал тип "казарменного приюта" с большой скученностью детей, общими спальнями и столовыми, "железной" дисциплиной и т. д., что приводило к высокой заболеваемости и смертности детей. Было решено в развитии закрытого типа призрения сделать упор на сельскую местность, где требовалось много грамотных крестьянских хозяек и работников, умеющих обращаться с сельскохозяйственными машинами.
С 1910 г. сначала в центральной России, а затем и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в "поселковых приютах" и "системе разбросанных домов". "Поселковые приюты" стали появляться в "здоровой местности" обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика - огород, сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – "мать семьи" (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу. Система "разбросанных домов" состояла в том, что обычный поселок (деревня) включала в себя отдельные дома для детей-сирот, разбросанные между домами остального населения. В каждом домике приемная мать воспитывала по 8-12 детей. Эта система была позаимствована в Англии, где она получила наименование "Шеффилдской". [ ,с.32 Григорьев А.Д. Очерки].
Ближе к современным Детским домам семейного типа стояла так называемая "искусственная семья", для руководства которой представителями благотворительных организаций подбиралась "мать" – одинокая женщина, простого звания, сердечная, добросовестная с опытом работы в больнице (приюте, школе), заслуживающая доверия органов общественного призрения. На ее попечении находилось от 3 до 5 детей-сирот, на содержание которых благотворительные общества или заведения выплачивали определенную сумму денег. Бюджет "семьи" поддерживался работой мальчиков и девочек на приусадебном участке. "Мать" заботилась о поддержании порядка в помещении, о питании и воспитании детей. Дети воспитывались до выхода в самостоятельную жизнь.
На сегодняшний день социальная работа с детьми на Беларуси развивается медленно. Как и в начале ХХ в., остро ощущается недостаток средств, отсутствие механизма реализации принятых решений, несовершенство законодательства и т.д. Современное положение в деле социальной работы с детьми отмечено той своеобразностью, которая проистекает из нестабильности социально-экономической обстановки в Республике Беларусь. Происходит медленный переход от чисто государственной системы социальной помощи к системе, включающей общественную благотворительность. На новом витке истории мы как бы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, стремясь сохранить то лучшее, что было достигнуто в советский период. Из прошлого необходимо взять то, что доказало свою эффективность: разумную децентрализацию социальной помощи при привлечении широкой общественности и индивидуальном адресном характере этой помощи; взаимодействие всех сторон, участвующих в процессе (частных лиц и общественных организаций, государства, церкви) и многое другое.
Сегодня в первую очередь необходимо создание единой, стройной системы законов, предусматривающих стимулы для благотворительной деятельности, которая должна проводиться под контролем общественности и широко освещаться в средствах массовой информации. Основополагающим должен стать разрабатываемый ныне закон "О благотворительной деятельности". Стоит вспомнить такие распространенные до революции на Беларуси формы призрения как патронат над воспитанниками различных учреждений до их вхождения в самостоятельную жизнь; совместное воспитание и обучение сирот и приходящих детей, различные формы взаимодействия и взаимопомощи престарелых, инвалидов и детей.
Полезная информация:
Использование художественной литературы на уроках химии
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций ни ...
Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы конс ...
Результаты опытно-экспериментальной работы
Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношен ...